Партия Шарикова в его собачьем обличье исполняется на два голоса – сопрано и контратенор. Женский голос принадлежит французской певице русского происхождения Елене Васильевой (супруга автора оперы), мужской – англичанину Эндрю Уоттсу. Партию Шарикова-человека исполняет Питер Хоар, доктора Преображенского – Стивен Пейдж, его ассистента Борменталя – Ли Мелроуз. Дирижер – Гарри Уокер.
Постановщиком оперы выступил известный английский режиссер Саймон МакБерни, художественный руководитель "Театра де Комплисите", лауреат английской театральной премии имени Лоуренса Оливье и номинант на американскую премию "Тони".
Критики отметили смелое и современное сценическое решение спектакля: на экран проецируются кадры советской кинохроники, фигура Шарикова присутствует на сцене в виде куклы, имеющей удлиненный силуэт. Со сцены в избытке звучит нецензурная английская лексика. Они также отметили связь произведения Раскатова с традициями сатирических опер Прокофьева и Шостаковича, близость творческой манеры композитора к полистилизму музыки Альфреда Шнитке, который высоко ценил талант Михаила Булгакова.
Газета "Таймс" называет музыку оперы "мультипликационной". Это не удивительно, учитывая тот факт, что Раскатов создал саундтреки к ряду мультфильмов, среди которых три серии любимого детьми "Возвращения блудного попугая", а также "Сон смешного человека" (по Достоевскому) лауреата премии "Оскар" режиссера Александра Петрова ("Старик и море").
"Смотреть эту новую российскую оперу – все равно что два с половиной часа изучать историю Советского Союза, – пишет в своей рецензии газета "Таймс". – Она начинается в маниакальном темпе, начало обильно отмечено брутальными шокирующими сценами и висельным юмором, но потом, задолго до своего конца, действие выдыхается", – полагает критик лондонской газеты. Он отмечает гротескность оперы и ее полистиличность: в ней, в частности, использованы музыкальные цитаты из русских народных песен, церковной музыки и Баха, а также, по мнению рецензента, пародийные "псевдоцитаты" в стиле Малера, Мусоргского, Россини и Шостаковича.
"Булгаков развенчивает идеалистическое представление советской интеллигенции о том, что грубые массы можно превратить в думающих, внимательных друг к другу граждан, если дать им воспитание и предоставить достаточные возможности, – пишет автор рецензии. – Таким образом, "Собачье сердце" – произведение не только сардоническое, но и глубоко реакционное, оно наводит на тревожные мысли и в наше время. Раскатов и МакБерни не страшатся этого пессимизма, что особенно хорошо заметно в леденящей финальной сцене, которая размывает счастливый конец булгаковского рассказа", – пишет "Таймс".
В Великобритании прошла премьера оперы “Собачье сердце” российского композитора Александра Раскатова
Кстати