В 1993 году Рихтер организовал первый фестиваль: в киноконцертном зале прошли концерты, посвященные Григу. Его верные друзья из ГМИИ имени Пушкина привезли специально подготовленную выставку скандинавских художников и экспонировали в местной картинной галерее. Рихтером был основан специальный Фонд, которому он передал свой «Дом на Оке», рояль фирмы «Ямаха», на котором вослед Рихтеру играли и играют на тарусских фестивалях как маститые, так и молодые талантливые пианисты.
В году нынешнем традиционный цикл летних и зимних музыкальных вечеров дополнился «Сентябрьскими вечерами», организованными по инициативе Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского.
Как рассказал президент Фонда Святослава Рихтера Святослав Писаренко, девиз великого музыканта: «Нести большое искусство в провинцию, помогать молодым талантливым музыкантам и художникам» совпал с желанием прославленного коллектива. Два прошлых уик-энда Валерий Полянский, его хор, оркестр, солисты выезжали в Тарусу и играли Моцарта и Шнитке, Рахманинова и Чайковского. И на сей раз реакция местной публики, действительно избалованной за 17 лет существования фестивалей столичными звездами, была сверхэмоциональной. Полянский сумел угодить взыскательным меломанам и репертуаром, и уровнем исполнения.
Здесь впервые услышали Второй фортепианный концерт Шнитке, где замечательно солировала Татьяна Полянская. Камерный концерт из романсов и арий русской и зарубежной классики продемонстрировал таланты солистов Госкапеллы.
Любимицей публики сразу стала сопрано Татьяна Федотова, очень сценичная и обаятельная, умеющая блеснуть и виртуозной колоратурой в Моцарте и захватить потаенной интонацией в Свиридове. Бас Александр Киселев покорил актерским мастерством и красотой тембра голоса, сорвав дружные овации в куплетах Мефистофеля. Впрочем, не меньше понравились и романсы Даргомыжского в исполнении меццо Людмилы Кузнецовой, и «хиты» итальянской оперы – песенка Герцога из «Травиаты» Верди и ария Каварадосси из «Тоски» Пуччини у тенора Олега Долгова.
После их выступления зрители, поняв, с кем имеют дело, «рванули» покупать билеты на оставшиеся концерты Госкапеллы. И – не прогадали. На закрытии был поставлен бессмертный «Реквием» Моцарта, сочинение монументальное, для чего, чтобы разместить одновременно хор и оркестр, из зала вынесли несколько рядов стульев.
Полянский идеально выстроил драматургию этого сочинения, проведя слушателей через ужасы «Страшного суда», оплакивания ушедших в «Лакримозе», просветления «Санктуса» к трагедийному финалу. И после минутной «гробовой» тишины зал поднялся в едином порыве, аплодируя музыкантам ГАСК и В. Полянскому.
Благодаря московским артистам за необыкновенный музыкальный подарок, сделанный жителям Тарусы и окрестных деревень (откуда многие меломаны специально приезжали сюда на автобусах или личном автотранспорте), министр культуры Калужской области Александр Типаков подчеркнул: «Мы гордимся, что отечественная исполнительская школа в лице артистов Госкапеллы и дирижера Валерия Полянского торжествует. Ей действительно нет равных».
Евгения Францева, "Газета"