На сцене кремлевского зала Нижегородской государственной филармонии камерный ансамбль "Солисты Москвы" – постоянный участник фестиваля – играл Равеля и Гайдна, Чайковского и Моцарта. Причем – на исторических инструментах, изготовленных в конце XVIII века знаменитым французским мастером Жаном-Батистом Вильомом.
"Инструменты не принадлежат оркестру: они хранятся в Государственной коллекции уникальных инструментов, и привезти их в Нижний Новгород было весьма сложно: ведь это раритеты, и их безопасность стоит очень дорого", – рассказал перед началом концерта художественный руководитель ансамбля Юрий Башмет.
Музыканты видели их только на репетиции: потом их снова "прятали" в хранилище Госколлекции: "Слушатели, для которых звучат эти уникальные инструменты, даже не догадываются, что исполнители находятся под воздействием сильного эмоционального напряжения, – заметил маэстро. – Потому что очень трудно играть на музыкальных инструментах, которые держал в руках всего лишь несколько раз". Но всё же для ансамбля это – большое удовольствие, ведь они действительно уникальные и интересные, и хочется порадовать и удивить публику.
Это уже не первый подобный проект "Солистов Москвы". В конце октября 2009 года ансамбль уже провел в Москве концерт, исполнив сочинения Чайковского, Паганини, Бруха и Вивальди на инструментах Антонио Страдивари из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России. Концерт имел большой успех.
Сегодня играли на творениях Жана-Батиста Вильома, которого, кстати, называли "французским Страдивари". И прославился не только как феноменальный имитатор – главным образом, скрипок Страдивари и Гварнери, – но и как гениальный изобретатель.
Он, например, создал новый вид альта – контральто, – обладавший, необыкновенно сильным и полным тоном; изобрел оригинальные конструкции контрабаса и специальную педаль-сурдину для фортепиано.
По словам Юрия Башмета, у скрипок Вильома, копий со скрипок Страдивари, действительно французское звучание: "У них звук мягкий, не очень сильный,
по-французски изысканный", – заметил он. – Это крепкий инструмент с удивительно тонким звучанием, но в нем нет Италии".
День концерта "Солистов Москвы" в фестивальных программах здесь порой называют "День Башмета". Сам же маэстро говорит, что для него всегда отрадно играть здесь. "Будучи еще молодым музыкантом, я выступал в тогдашнем Горьком с оркестром филармонии. И всегда было ожидание: вдруг на концерт придет Сахаров. И он приходил иногда", – сказал музыкант.