На фестиваль пригласили крупнейших европейских специалистов по средневековой музыке. Рассказывают «Новости культуры». То ли последние рекомендации перед концертом, то ли продолжение мастер-класса: Изакко Коломбо и исследователь музыки Средневековья и Ренессанса, и мастер, у которого стоит поучиться, и, конечно, хэдлайнер концерта. Сочинения, которые исполняет итальянский музыкант с московским ансамблем Alta Capella, это расшифровка старинных манускриптов, сделанная самим Коломбо. В них обычно записывали только один голос. Другие – музыканты того времени легко импровизировали во время выступления. И нынешним приходится осваивать это искусство. «Собственных импровизаций не так много, но многое из того, что будем играть, представляет импровизацию, зафиксированную или реконструированную, рассказывает худрук ансамбля Alta Cappella Иван Великанов. – По имеющемуся одному голосу Иззако сделал трехголосие. Так, как это могло бы звучать». Интересны и сами инструменты. Это сегодня они редкие, но 500 лет назад были очень распространены. Эта дудочка называется «цинк» и современных аналогов не имеет. «Шалмей и бомбарда – это предки современных гобоев, просто они разной величины, – рассказывает Коломбо. – Бомбарда – это альтовый шалмей. Это духовые инструменты XV века. А кроме того играю на волынке и тэйбор-пайп». Собственно тэйбор-пайп – это два инструмента, довольно знакомых, на которых одновременно играет один человек. Правой рукой – на флейте, левой на тамбурине. На фестивале одной музыкой дело не ограничилось. В консерватории уже несколько лет обучают и историческим танцам. До нашего времени они дошли по описаниям в «Сегодняшний концерт по трактату Арбо в основном сделан, – говорит худрук ансамбля Time of Dance Наталия Кайдановская. – Это был математик, который преподавал также танец. В форме диалога оставил трактат, где объясняет позиции, движения». Дарья Маглёваная играет в ансамбле Alta Cappella на фидле. Но в этом концерте струнные не участвуют. И она с удовольствием вспомнила, как в консерватории ее учили историческим танцам. «Танец, движения, которые делались, влияли на музыку, которая писалась, – говорит она. – То, что мы двигаемся под эту музыку, помогает эту музыку понять». А зрители получали удовольствие от танцев, которые и в XXI веке кажутся зажигательными.
В Москве проходят концерты Международного фестиваля музыки и танца эпохи Ренессанса
Кстати