Трое конкурсантов выбрали Третий концерт Рахманинова, поэтому в течение трех первых дней по очереди будут звучать Первый концерт Чайковского и Третий Рахманинова.
Первый день финала открыли трое: украинец Александр Романовкий, кореец Сенг Чжин Чо и россиянин Даниил Трифонов. Все трое индивидуальны по стилю, манере, темпераменту и настрою, но всех троих объединяет в разной степени неровность исполнения и стилистическая вольность. Пожалуй, Даниил Трифонов оказался ближе всех к цели, проявив отчасти свой дар полистилиста – все-таки его игра приблизилась к первоисточнику. Ему же лучше остальных удалось выстроить форму концерта – игравший тот же Первый концерт Чайковского Александр Романовский, начав эффектно, даже с некоторым триумфом и присвинговыванием, быстро перешел к эмоционально ровному звучанию. Может, повлиял и Российский национальный оркестр, к выступлению Трифонова заигравший гораздо тоньше, рельефней и глубже по сравнению с предшествующем грохотом. Темповое расхождение с оркестром обнаружилось и у Трифонова, и у Романовского – в одном и том же фрагменте II части Концерта, – и, возможно, это вопрос к дирижеру Александру Дмитриеву.
Середина программы первого дня финала – Третий концерт Рахманинова в исполнении Сенг Чжин Чо – вновь утвердила 17-летнего юношу как многообещающего артиста: в его игре порой были обворожительные прозрачные фрагменты, наполненные негой, культурный звук. Но пока это не Рахманинов – ни по несколько юному бесплотному звучанию, ни по очень фрагментарной, не до конца осмысленной форме.
Впрочем, еще одно имя всплыло в этот вечер среди слушателей. Когда в самом начале в зал стали входить члены жюри (напомним, что среди них отсутствуют Нельсон Фрейре, ушедший после I тура, и Владимир Ашкенази, не приехавший на III тур), амфитеатр начал громко скандировать "Лу-бян-цев!", а партер зааплодировал. Очевидно, что для полноценного накала финальных страстей среди конкурсантов явно не хватает целого ряда музыкантов, говоря о которых не возникает желания устраивать анализ формы и исполнения.
Мария Зуева, "Российская газета"