Репортаж корреспондента Пятого канала Инны Чукиной.
Давно в Большом так долго не готовились к премьере. Осенью ее отменили, 95-летний режиссёр Юрий Любимов попал в больницу,позже впал в кому. Тогда руководство театра вместо князя Игоря поставило репертуарные спектакли, но как только Любимов выздоровел он вернулся к постановке и наконец показал публике свою версию оперы Бородина.
О том, что Любимов будет ставить князя Игоря исключительно по своей концепции, он предупреждал сразу. Однако как только под нож пошли арии и дуэты великого Бородина композиторы и музыкальные редакторы взмолились. После долгих споров всё-таки договорились: оставили и часть сцен, и любимовский темп.
Более консервативный материал, чем опера князь Игорь найти тяжело. В основу сюжета Бородин положил «Слово о полку Игореве» – великий образец древнерусской литературы. Неудачный поход, плен и всё-таки побег русского князя так впечатлили композитора, что он неоднократно ездил в экспедиции в Курскую область, где согласно истории и происходили трагические события.
Впервые монолог князя-пленника услышали в 1890 году на сцене Мариинского театра. Потом были Прага и Париж, но вот на сцене Большого последний раз оперу ставили полвека назад. Отсюда и ответственность и требовательность режиссёра ко всем артистам. Никаких поблажек ни солистам, ни хору.
К сожалению ценителей убрал Любимов арию Кончака, но заменил её песней, так образ стал глубже уверен режиссёр. Скромной дочери половецкого хана дал в руки хлыст, чтобы прибавить страсти сценам неразделённой любви. В остальном всё классически: половецкие пляски в традиции Касьяна Голейзовского и конечно песня хора невольниц, ставшая уже визитной карточкой русской классической оперы.
Сам Любимов ни до, ни после премьеры с журналистами общаться не стал, говорит рад, что просто дожил, а что хотел сказать – всё на сцене.