Всемирно известная московская виолончелистка дала два концерта памяти директора Колонного зала им. Лысенко Ольги Ивановны Фроловой. Мастерству музыканта и его коллег внимала преданная, но немногочисленная публика.
C Украиной у Наталии Гутман контакт особый. Еще в начале 1970-х не выполнившую производственный план аспирантку Ростроповича, лауреата международных конкурсов и солистку Москонцерта, после возвращения из Японии транспортировали в распоряжение Ивано-Франковской филармонии.
Та не долго думая поспешила устроить ей турне «на краю света». Когда на пятый день гастролей разбитый филармонический автобус приблизился к Коломые, за окраинами которой, по рассказам аборигенов, заканчивались все дороги и наступали пределы обитаемого мира, знаменитая артистка властным движением остановила машину и с отчаянностью солдата-панфиловца произнесла: «Дальше идти некуда. Буду играть здесь!»
Вновь услышать Сонату Шостаковича в ее исполнении кое-кому из тех слушателей посчастливилось лет через десять – в Большом зале Московской консерватории. Что самое примечательное, и в Москве, и в украинской провинции, она звучала одинаково – «как в последний раз»…
Вплоть до 2002 г. Гутман с Украиной связывала еще и виолончель, с которой она не расставалась на протяжение 40 лет. Инструмент в свое время был найден мастерами где-то в Галиции и подарен Николаем II солисту Петербургского придворного оркестра Владиславу Алоизу – в честь юбилея легендарного музыканта.
Наталье Григорьевне он достался спустя полвека за сумасшедшую по тем временам сумму – 10 тыс. рублей. Нынче она играет на виолончели работы Гварнери дель Джезу – инструменте поменьше, спасающем от опасного в ее возрасте перенапряжения рук.
Она – одна из немногих музыкантов, кому довелось играть со Святославом Рихтером. Пианистом, для контакта с которым, по ее признанию, нужно было быть на сто процентов самим собой или не общаться вовсе. Насколько ей это удалось, можно судить по словам самого Рихтера, назвавшего Гутман «воплощением честности в искусстве». Согласимся, редкое качество, которое безвозвратно уносит с собой отмирающая эпоха под названием «советская музыкальная культура».
Появление на киевской сцене обитателей этой атлантиды на протяжение десятилетий было делом рук худрука Колонного зала им. Лысенко – Ольги Ивановны Фроловой.
Нынче собрать тех, кто уцелел, здесь можно разве что на концерты ее памяти. Два дня подряд игру Наталии Гутман сопровождали Симфонический оркестр Национальной филармонии под управлением Николая Дядюры, скрипач Святослав Мороз, пианист Дмитрий Винник. И зал, в котором, увы, можно было рассыпать много-много яблок.
Одно из самых ярких впечатлений оставил исполненный Гутман 22 октября Второй концерт для виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича. В его коде, после садистской «мясорубки» ударных, возвращается мучительно-волевая тема начала – словно замыкая круг ада и обращая лицо к новому витку испытаний. Смелая идея, в чем-то и поныне не утратившая актуальности. По крайней мере, Гутман не стесняется играть свою последнюю ноту на крещендо.
Роман Юсипей, «24»