По театрально-постановочному стилю "Аида" – "большая опера" с массовыми сценами, мощными ансамблями, торжественными шествиями. Написанная для Каирского театра по случаю торжественного открытия Суэцкого канала, она с триумфом прошла в Египте, а следом – в Италии и других странах Европы. Такая монументальная, настоящая опера – в моем вкусе, признается Август Амонов, исполнитель партии Радамеса. Август Амонов, солист Мариинского театра (Санкт-Петербург), объясняет: "В моем понятии опера – это роскошь. Это дорого, это элитно. "Аида" как раз подразумевает эту роскошь, красоту музыки, красоту голосов, красоту декораций и костюмов".
Свой роскошный костюм Радамеса Август Амонов привез в Челябинск из санкт-петербургского Мариинского театра. Лауреат премии Фонда Ирины Архиповой и международного конкурса вокалистов имени Глинки, он неоднократно исполнял любимую партию на сценах оперных театров России, Европы и Америки. И везде спектакль сопровождал успех. В "Аиде" зрителей всего мира привлекает не только помпезность "большой оперы". Нетерпящий ханжество и шовинизм, Верди всей силой своего гения откликнулся на общечеловеческий конфликт между стремлением к любви, свободе, счастью и насилием, угнетением, положенный в основу драмы.
В партии Аиды на челябинской сцене выступила Галина Шестернева. На сегодняшний день исполнительница очень востребована, в театрах Европы она спела многие ведущие партии сопранового репертуара. "Аида" – второй спектакль фестиваля, в котором принял участие итальянский дирижер Диего Кроветти. Оба спектакля – и "Тоска", и "Аида" – принадлежат перу его талантливых соотечественников. Именно этим и объясняется факт выбора маэстро: хотелось привнести в фестиваль свой национальный колорит. Как это получилось – судить зрителям, говорит Кроветти. Сам же он остался доволен организацией фестиваля и прекрасными, с его слов, голосами молодых исполнителей. Диего Кроветти, дирижер (Италия), добавил: "Также хочу сказать о высоком уровне подготовки оркестра и тех усилиях, которые прикладывали музыканты. Потому что семь-восемь спектаклей за одну неделю – это потрясающий результат".
По отношению к ранним операм Верди, таким как "Риголетто" и "Травиата", роль оркестровой партии в "Аиде" усилена. Оркестр не просто сопровождает здесь пение на сцене, он – равноправный партнер всего действия. Его богатство, колорит относят к числу главных достоинств оперы. И потому контакт с музыкантами был просто необходим. Диего Кроветти признается: "Меня поразило то, что у нас было прекрасное чувство взаимопонимания с музыкантами. И, несмотря на недостаток времени в ходе репетиций, мы смогли найти общий язык и поняли друг друга прекрасно".
В программе каждого из семи оперных фестивалей есть обязательная премьера. В нынешнем – это кантата Сергея Прокофьева "Александр Невский". В ее исполнении приняли участие Магнитогорская академическая хоровая капелла имени Эйдинова, хор и симфонический оркестр Челябинского театра оперы и балета. Дирижировал кантатой Антон Гришанин. По признанию участников, исполнить музыку Прокофьева в таком мощном составе – само по себе уже событие. Наталья Захарова, артистка хора, заметила: "Несмотря на то, что сейчас много музыки поем во время фестиваля, Прокофьев даже снится – просто в сердце вошел!"
Оперная декада ежегодно становится для челябинского театра временем наибольшего творческого напряжения. На этот раз она была несколько омрачена болезнью патриархов фестиваля. Правда, на закрытии, к радости зрителей, Ирина Константиновна нашла в себе силы поприсутствовать. Но значение этого музыкального форума, ставшего едва ли не главной кузницей российских оперных звезд, не ограничивается Южным Уралом. Это событие общероссийское. Денис Северинов, художественный руководитель ЧГАТОиБ имени Глинки, считает: "В этом смысле фестиваль удался и показал, что молодые оперные певцы на сегодняшний – достаточно мощный творческий инструмент для развития этого жанра искусства в стране".
У челябинского фестиваля появился свой круг любителей оперы, которые его ждут и заранее изучают предстоящую программу. У таких зрителей уже есть собственные предпочтения среди исполнителей. Немало среди них молодежи. И даже если это первая встреча с искусством оперы, в том, что фестиваль городу нужен, сомнений нет: "Сейчас Челябинск воспринимают, как промышленный город. Но посредством таких фестивалей происходит культурный обмен и повышается культурный уровень".
Елена Пилипенко, Владислав Отрыванов, ГТРК "Южный Урал"