Впрочем, завсегдатаев Пермской оперы название концерта способно заинтриговать разве что наполовину. Они уже давно знают, что в нашем театре исполняются сочинения разных Чайковских: Петра Ильича (1840-93) и Александра Владимировича (р. 1946). С первым Чайковским все ясно – Пермский оперный носит его имя уже почти полвека. С творчеством второго пермская публика методично знакомится уже в течение лет пятнадцати. Причем знакомится довольно успешно: сегодня даже самые далекие от музыки люди, покупая билет в театр, внимательно изучают не только фамилию композитора, но и его инициалы. Потому что все понимают: разница между «первым» и «вторым» Чайковскими поистине велика.
Но кто же тогда «третий» Чайковский? В ответе на этот вопрос, была заключена, пожалуй, главная изюминка концерта. Борис Александрович Чайковский (1925-96) – один из наиболее ярких и по-настоящему выдающихся композиторов второй половины XX века, музыка которого у многих из нас «на слуху». Не верите? Наберите в любой поисковой системе «Женитьба Бальзаминова музыка вступление» и послушайте (например, здесь: http://pop-klassika.narod.ru/zhenitba_balzaminova/). Ну и, как вы, вероятно, догадались, именно Борис Чайковский – автор музыкальной составляющей весьма актуального образа «нормальных героев» из эпиграфа (http://chudesenka.ru/load/1-1-0-219).
А ведь у этого замечательного композитора есть и более чем достойные серьезные сочинения: четыре симфонии, кларнетовый, виолончельный, скрипичный и фортепианный концерты, шесть квартетов, трио, сонаты, другие камерные и вокальные сочинения… Почему же тогда мы их слышим столь редко?
Здесь я, пожалуй, последую примеру «нормальных героев» и смело оставлю риторический вопрос без ответа. Полагаю, любителям музыки следует поблагодарить Валерия Платонова за прозвучавшую на концерте симфоническую поэму Бориса Чайковского «Ветер Сибири». К этой благодарности, уже от себя лично, я добавил бы просьбу исполнить какое-нибудь еще сочинение Бориса Чайковского в одном из последующих концертов.
Необходимо сказать о других сочинениях, исполненных на концерте. Это были Симфония №2 «Водолей» Александра Чайковского и Симфония №2 до минор, op. 17 Петра Чайковского. Первая из них практически ничего не добавила к моим впечатлениям от других сочинений Александра Чайковского (в частности, от спектакля «Один день Ивана Денисовича» – peter.kulichkin.ru/blog). А что касается 2-й до-минорной симфонии П.И. Чайковского, о ней следует сказать несколько слов. Конечно, она не столь известна, как 4-я, 5-я или 6-я симфонии нашего прославленного соотечественника. Но ее роль, тем не менее, очень велика. Потому что 2-я симфония П.И. Чайковского – как бы эскиз 4-й симфонии. Это сочинение – определенный этап для композитора на пути к его симфоническим вершинам.
Интерес к подобным сочинениям – своего рода «энциклопедический» подход к творческому наследию в данном случае полностью оправдан: «наш театр является в определенной степени наследником творчества великого композитора, поскольку с 1965 года носит имя Петра Ильича Чайковского. Кстати, еще и поэтому я считаю необходимым заниматься пристальным исследованием его творчества», – говорит Валерий Платонов. Что ж, в этом главного дирижера Пермской оперы можно только поддержать: ведь сочинения П.И. Чайковского – прекрасная школа для любого симфонического оркестра и одновременно «пробный камень» для каждого симфонического дирижера.
Так что убедительность творческих результатов концерта можно считать, в определенной степени, закономерной. В оркестровом звучании можно отметить эффективную колористическую и динамическую палитру, аккуратность и точность в отношении текста… Но самое главное – это во многом успешно реализованное намерение подчинить выразительные возможности симфонического оркестра логике музыкальной формы. Остается пожелать участникам концерта продолжать идти своим трудным, но принципиальным путем к новым творческим успехам.
Петр Куличкин, Новости Перми