Уже более 100 лет "Тоска" остается любимой и почитаемой зрителями всего мира. Ее популярность необычайно высока также в кругу самих музыкантов и оперных исполнителей. Примерить на себя наряд героини оперы мечтает практически каждая певица, обладающая лирико-драматическим сопрано. Однако, чтобы осилить эту партию, необходим опыт. Работе с таким материалом, как правило, предшествуют годы профессионального накопления.
В практике Лилии Пахомовой все случилось с точностью до наоборот. Певица Флория Тоска – ее первая героиня на сцене челябинской оперы. Спеть ее решилась сразу, как пришла в театр. Работу молодой солистки высоко оценил Сергей Ферулев – на тот момент главный дирижер театра. Но волнения неизбежны, признается лауреат международных конкурсов Лилия Пахомова, и появляются каждый раз перед выходом Тоски на сцену. Вдобавок именно к VII оперному фестивалю солистка приурочила первое исполнение партии на языке оригинала: "С итальянским дирижером была великолепная работа. Надеюсь, сегодня мы хорошо поработаем. Конечно, фестиваль нас всех собирает. И спасибо фестивалю Архиповой за то, что он есть".
Репетициями под руководством Диего Кроветти остался доволен и народный артист России Евгений Поликанин (Москва), приглашенный на фестиваль исполнить партию Скарпиа. Евгений Поликанин (Москва) пояснил: "Это очень яркая оперно-драматическая партия. А я склонен к актерской игре". Выпускник ГИТИСа, ведущий солист музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, Евгений Поликанин представляет на фестивале поколение мастеров сцены. Считает, в опере, как в искусстве в целом, преемственность необходима. Евгений Поликанин накопил внушительный репертуар. Он постоянный участник спектаклей Венской камерной оперы и Венского музыкального фестиваля. Сотрудничает со многими оркестрами, включая Национальный симфонический оркестр под управлением Плетнева, много гастролирует по всему миру. Один из залогов успеха спектакля – в слаженном ансамбле главных исполнителей. Уже на репетиции Евгений Поликанин ощутил: контакт состоится: "Лилия Пахомова – хорошая Тоска, мне кажется, живая. Очень понравился Федя Атаскевич. Хороший парень, хорошее приобретение театра, хороший тенор".
Имя Федора Атаскевича в театральных афишах челябинского театра появилось менее года назад. В 2005 года певец принял участие в международном конкурсе вокалистов имени Глинки и стал обладателем его премии. Там же на конкурсе его увидел Денис Северинов, художественный руководитель театра оперы и балета имени Глинки. Не дожидаясь решения жюри, он предложил певцу войти в труппу театра. Менее чем за год Федор Атаскевич спел Альфреда в "Травиате", Тассило в "Марице" и Каварадосси в "Тоске". В роли возлюбленного Тоски, признается, чувствует себя, как в родной стихии. И музыка, потрясающе красивая, трогает до глубины души. Федор Атаскевич, лауреат международных конкурсов, признается: "Люблю Каварадосси, не скрою, нравится очень. Сразу на меня "легла". Я еще не начал учить партию, мне дирижер Людмилин сказал, когда услышал меня – учи "Тоску", это будет твоя роль. Я ее выучил, и она сразу в меня "выстрелила" – моя роль".
Появлению на фестивале итальянского дирижера Диего Кроветти предшествовало его знакомство с Владиславом Пьявко. Произошло это на конкурсе вокалистов имени Винченцо Беллини в Сицилии. Владислав Пьявко подтверждает: "Он феноменальный пианист и потрясающий дирижер. Помимо этого, он историк, он занимается историей музыки, особенно – оперной".
Но и этим деятельность Кроветти не ограничивается. Большой известностью в Европе, а также Японии, Китае и Корее пользуются мастер-классы дирижера. С симфоническими программами маэстро выступает на многих престижных площадках мира. В Россию же приехал впервые и уже на открытии фестиваля выразил желание получить, как можно больше, собственных впечатлений о городе и российских музыкантах, с которыми предстоит поработать. Из предложенных Диего Кроветти спектаклей маэстро остановил свой выбор на двух: "Тоске" и "Аиде". Но пресс-конференции признался журналистам – его радует, что исполняться они будут на итальянском. Хотя, как и многие музыканты, считает: вопрос не однозначный.
VII оперный фестиваль "Ирина Архипова представляет" набрал обороты. И хотя полную картину впечатлений составить еще предстоит, одно из наиболее ярких событий уже состоялось. Нужна ли зрителю XXI века опера – каждый ответит по-своему. Но, думается, именно подобные спектакли помогут нам, что называется, очистить слух от пустозвона гламурных страстей, захлестнувших телевизионные экраны и театральные подмостки. Ведь свою проверку временем "Тоска" уже прошла.
Елена Пилипенко, Владислав Отрыванов, ГТРК "Южный Урал"