На пресс-конференции перед концертом Пласидо Доминго сказал: «Я безумно рад снова оказаться в Москве. Очень приятно снова быть в вашем городе, поскольку я знаю о любви к моему творчеству. Мне симпатична русская публика, потому что она умеет любить музыку».
Впрочем, и самого Доминго у нас любят тоже. Он действительно уникальная личность в современной опере – исполнил 124 партии и продолжает учить и записывать на диски новые сочинения. У него самое большое число полных записей опер, за что он девять раз был удостоен самой престижной музыкальной премии мира – Grammy. С участием Доминго сняты фильмы-оперы «Травиата» и «Отелло» Франко Дзеффирелли и «Кармен» Франческо Росси, ставшие не только музыкальной, но и киноклассикой. А оперу «Тоска», разыгранную и спетую с участием Доминго в Риме, в реальных местах ее действия, посмотрели более 1 млрд человек в 117 странах.
В Москве Доминго впервые пел около 30 лет назад. С тех пор он дал здесь множество концертов, но никогда не пел в Большом театре. На сей раз тенор дал понять, что не исключает для себя возможности такого сотрудничества.
Однако нынешний концерт был устроен в привычном для его имиджа формате академического шоу. Правила игры таких мероприятий, требующих огромных залов с подзвучкой и шлягерного репертуара, придуманы, как нарочно, так, чтобы помешать главному: послушать феноменальный голос певца, сохраняющий завидное для его возраста полноценное звучание.
Этот благородный, энергичный, красочный, передающий состояние счастья и полноты жизни голос прорывался к публике несмотря на систему звукоусиления, абсолютно не подходящую академическому концерту. Было очевидно, что певец в великолепной форме, но слушать его приходилось будто через испорченный телефон.
Оставалось лишь домысливать, как прозвучало бы в хорошей естественной акустике его нынешнее исполнение арии Родриго из оперы Массне «Сид», сцены Зигмунда из «Валькирии» Вагнера, которую не поет ни один итальянский тенор кроме Доминго, а также любовный дуэт Отелло и Дездемоны из первого действия «Отелло» Верди вместе с молодой американской певицей Айлин Перез. Обладательница красивого голоса, она пела арии из опер Пуччини «Тоска» и «Богема», из оперетты Легара «Паганини», а вместе с Доминго спела еще дуэты из оперетты «Веселая вдова» Легара и мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна.
Кульминацией вечера, вызвавшей отдельную овацию уже при объявлении номера, стал фрагмент русского оперного репертуара: ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из «Пиковой дамы», которое Доминго спел вдохновенно, страстно, и в то же время образцово-аккуратно. Певцам аккомпанировал оркестр «Новая Россия» под мастерским руководством Юджина Кона.
Концерт прошел в День защитника Отечества. Таким образом можно сказать, что Доминго защитил кремлевскую публику от формального шоу-отчета, придав программе максимально возможный художественный уровень и не пожалев своего покоряющего личного обаяния.
ЯРОСЛАВ СЕДОВ, "Газета"