Как ранее в скрипичном искусстве, Венгеров явно стремится добиться выдающихся результатов, сторонясь дилетантизма. Первый раз Венгеров дебютировал как дирижер в России в 2007 году, в "Скрипичном шоу" на Красной площади, затем съездил на "Звезды белых ночей", встав за пульт оркестра Мариинки. За это время он ощутимо продвинулся вперед, что отчетливо показала программа, с которой он выступил в БЗК.
Его главной заботой в этот вечер было добиться стройного, но сочного звучания струнных. В Серенаде до мажор Чайковского удались средние, лирические части. Вальс был обаятелен и в меру гламурен, а Элегия пленяла своей кантиленой. Крайние же части огорчили ритмической монотонностью: пусть в основе финала – плясовая "Под яблонькой", но вряд ли стоило ее играть как perpetuum mobile.
В Фортепианном концерте № 9 Моцарта к "Виртуозам Москвы" присоединился пианист Игорь Четуев. Несколько лет назад он был представлен московской публике своим педагогом – Владимиром Крайневым, с которым они замечательно исполнили Двойной концерт Пуленка. Сегодня Игорь Четуев – выпускник Ганноверской высшей школы музыки, победитель престижнейшего Конкурса имени А.Рубинштейна в Тель-Авиве и весьма востребован как пианист. Нельзя сказать, что нынешнее выступление Четуева произвело фурор. Музыкант он культурный, но не харизматичный. Его Моцарт рационален, интеллигентен и довольно скучен. Кажется, что Четуеву по темпераменту ближе современная музыка – его диск с фортепианными сонатами Шнитке действительно представляет большой художественный интерес. Пока в концерте Моцарта лишь отдельные эпизоды, такие, например, как каденция в конце второй части, намекали на неординарный потенциал солиста.
Наиболее удачно из всей программы прозвучала "Шотландская" симфония Мендельсона. Хотя строгий рационализм и здесь не покинул Венгерова, но все же были привлекательные находки по части темпов, динамики. Например, дирижер подчеркнул мятежный дух первой части, так что в бурной разработке можно было угадать будущего "Летучего голландца" Вагнера, который многое позаимствовал у Мендельсона. Скерцо получилось виртуозным, но, в отличие от Серенады Чайковского, более прихотливым и полетным по движению. Симпатично прозвучало и кларнетовое соло, а вот медленная часть вышла суховатой и слишком камерной. Кажется, что здесь и далее, в финале, Венгеров осторожничал, сдерживая свой природный темперамент. Конечно, "Шотландская" симфония в общем-то не камерное, а полноценное симфоническое произведение, и тут требуется иной масштаб. Но, кажется, при целеустремленности Максима Венгерова, он может добиться значительных художественных достижений на дирижерском поприще.
Евгения Кривицкая, газета "Культура"