Фестиваль "Киевские летние музыкальные вечера", вне всякого сомнения,– одно из главных достижений Международного благотворительного фонда конкурса памяти Владимира Горовица. И это достижение вполне укладывается в смысл народной мудрости, согласно которой дать в руки удочку и научить ловить рыбу – это несравнимо более благородный поступок, нежели просто поймать рыбу и накормить ею.
Организаторы фестиваля одними из первых в молодой стране стали прививать мысль о том, что счастье украинской культуры – не в великих заезжих гастролерах (это хорошо, но ведь не главное), а в том, чтобы самим растить своих великих музыкантов и помогать в этом другим странам. Собственно, так или иначе, но именно на это направлена работа Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, с которого все начиналось, демократичного фестиваля "Киевские летние музыкальные вечера" и его "элитарного" брата – трехдневного фестиваля лауреатов первых премий со всего мира "Виртуозы планеты". В конце концов, Международной летней музыкальной академии – своеобразного "интенсива" для исполнителей, на который приезжают ведущие педагоги со всего мира и перспективная музыкальная молодежь. Да, обучение платное и особенно недешево стоит предмет "игра с оркестром", однако это, как правило, окупается сторицей.
Финальный концерт фестиваля свидетельствовал о том, что желающих учиться предостаточно: за один вечер с Национальным симфоническим оркестром под управлением Натальи Пономарчук успели выступить сразу шесть солистов. Напоследок выступили самые юные, многие из которых еще школьники, и части из них удалось добиться искреннего расположения публики. Пианистка Елена Валиахметова с чеканной легкостью прошлась по первой части Концерта для фортепиано с оркестром Йозефа Гайдна. Сценическое волнение американки Ребекки Шевзин (она исполнила "Элегию" Габриэля Форе) не передалось замечательному американскому виолончелисту Франсиско Хомналезу, уверенно отыгравшему Виолончельный концерт Иоганна Кристиана Баха. Завершали вечер трое пианистов, и самый младший из них – ученик Киевской музыкальной десятилетки Дмитрий Чони (Концерт #1 Фредерика Шопена) – взял верх над старшими – Надеждой Граб (Концерт #9 Вольфганга Амадея Моцарта) и Анастасией Геди (Концерт #3 Людвига ван Бетховена).
Не секрет, что значительная доля успеха музыканта на концертной эстраде – это его умение справляться с волнением, из-за которого можно наломать дров даже при самой лучшей подготовке. Если учесть, что само место проведения фестиваля (Мариинский парк) располагает к спокойствию и благодушию, а более благодарную публику (которая, заметим, приходит сюда совершенно бесплатно, а в другое время года платит огромные деньги за зрелища гораздо более сомнительные) трудно даже представить, то лучшего места для обретения опыта не найти.
Сезонное явление
Кстати