Оркестровая композиция Theatrum bestiarum («Театральный бестиарий») была написана Гланертом в 2005 году по заказу Симфонического оркестра Британской корпорации Би-би-си. Понятие «бестиарий» происходит от латинского слова bestia, что значит «зверь».
Во времена Римской империи бестиарием именовался зверинец, где содержались дикие животные, с которыми на арене цирка сражались гладиаторы (эти цирки тоже называли бестиариями). В Средние века появился литературный жанр – бестиарий, содержащий описание (в прозе или стихах) зверей с их аллегорическим истолкованием. На примере вымышленных и реальных животных рассматривались различные христианские понятия о добре и зле, о возвышенном и низменном как олицетворении двоедушия человека, помышляющего о добре, но не имеющего сил отступиться от грехов.
Гланерт пытается фантасмагорические сюжеты, этот дуализм человеческой души, изобразить музыкальными средствами. Получается ли у него – это ещё вопрос. Безусловно, композитор прекрасно владеет техникой оркестровки, но временами казалось, что это превратилось в самоцель и вылилось в эклектизм и многословие. В начале сочинения, да и позже возникали ассоциации с «Ночью на Лысой горе» Мусоргского, навевая впечатление вторичности.
Йоханнес Мозер знаком слушателям Москвы: в 2002 году он получил вторую премию на XII конкурсе им. Чайковского (первая не присуждалась) по специальности «виолончель». Экспрессивной манерой игры на инструменте он несколько напоминает М. Ростроповича.
Й. Мозер поразил цельностью выстроенной формы Первого виолончельного концерта Дмитрия Шостаковича, глубиной музыкального прочтения захватил весь зал. Он продемонстрировал великолепную технику, которая не выглядела самоцелью. Особо впечатлили кантилена, казавшаяся бесконечной, яркий и глубокий звук великолепного инструмента работы Гварнери (1694) из частной коллекции, на котором играет Й. Мозер.
Хотелось бы отметить высокий уровень взаимопонимания солиста и дирижёра, который позволил им добиться великолепного художественного результата. Бисом Й. Мозер погрузил слушателей в невероятные глубины мира И. С. Баха, исполнив строгую Сарабанду из Первой сюиты соль мажор для виолончели соло, BWV 1007.
А вот взаимопонимания с оркестром Московской филармонии Семён Бычков добился далеко не сразу. Если в виолончельном концерте Шостаковича объединяющим началом для оркестра и дирижёра стал солист, то в первой части Второй симфонии Брамса Allegro non troppo отдельные группы никак не соединялись в общую музыкальную ткань. В медленных темпах второй части Adagio non troppo усилиями Семёна Бычкова группы стали прислушиваться друг к другу и их баланс начал восстанавливаться.
Скерцозное Allegretto grazioso в оживлённом движении окончательно собрало расползавшиеся ранее музыкальные нити в общую оркестровую ткань. Четвёртая часть Allegro con spirito Второй симфонии прозвучала в стремительном финале на едином широком брамсовском дыхании оркестра, собравшегося под рукой дирижера в единый коллектив.
На бис С. Бычков с оркестром исполнили медленную вариацию ор. 36 № 9 «Нимрод» из цикла Эдуарда Элгара «Энигма».
* * *
Семён Бычков (р. 1952) один из самых талантливых и востребованных дирижёров своего поколения. В 1970 году окончил Хоровое училище имени Глинки в Ленинграде. Учился в Ленинградской консерватории у легендарного педагога маэстро Ильи Мусина.
Эмигрировав из СССР в 1974 году, Бычков почти сразу стал выступать на лучших сценах мира. Уже с начала 1980-х годов последовали приглашения дирижировать Нью-Йоркским и Берлинским филармоническими оркестрами, а также Королевским оркестром Консертгебау. В Париже С. Бычков был назначен музыкальным директором Оркестра де Пари (1989), затем стал главным приглашённым дирижёром оркестра Санкт-Петербургской филармонии (1990) и фестиваля Maggio Musicale (Флорентийский май) во Флоренции (1992), главным дирижёром Симфонического оркестра Кельнского радио (1997) и Дрезденской Земперопер (1998). Гармонично распределяет свою деятельность между оперным и симфоническим репертуаром, преподаёт дирижирование в Королевской академии музыки в Лондоне.
В 2010 году С. Бычков отказался от руководства музыкальными коллективами и сосредоточился на выступлениях в качестве приглашённого маэстро, выступая с самыми престижными оркестрами мира. Выступал в Европе с оркестром Консертгебау, лейпцигским Гевандхаузом, Камерным оркестром Европы, Венским, Берлинским и Мюнхенским филармоническими оркестрами, Лондонским симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром BBC, с которым ежегодно появляется на BBC Proms.
В США Семён Бычков — частый и желанный гость за пультом Филадельфийского и Кливлендского оркестров, симфонических оркестров Чикаго и Сан-Франциско, Лос-Анджелесского и Нью-Йоркского филармонических оркестров.
Как дирижер-постановщик и приглашённый дирижёр выступал в Ла Скала, Королевской опере Ковент-Гарден, Метрополитен Опера (откуда в 2012 году новая постановка «Отелло» Дж. Верди транслировалась в HD на 54 страны), Венской государственной опере, Парижской опере, мадридском Teatro Real. С. Бычков был дирижёром-постановщиком оперы «Кавалер розы» Рихарда Штрауса на Зальцбургском фестивале в 2005 году, дирижировал многочисленными постановками на фестивале Maggio Musicale во Флоренции. Активно записывается – в дискографии Семёна Бычкова более 40 CD и DVD.
* * *
Детлев Гланерт (1960). Композитора многие критики называют одним из самых успешных и востребованных во всём мире авторов сочинений в самых разных жанрах, и прежде всего для музыкального театра. Главным учителем Д. Гланерт считает известного мэтра современной музыки Ханса Вернера Хенце, под руководством которого он совершенствовался в Высшей музыкальной школе города Кёльна.
Среди сочинений композитора (а их у него более 80) – 13 опер, в том числе музыкальная сказка «Лейли и Меджнун» по поэме Низами, оперы «Калигула» по роману А. Камю, «Солярис» по роману Станислава Лема, более 30 оркестровых партитур, в том числе три симфонии и «Бурлеска», концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные опусы.
Д. Гланерт — постоянный участник международных конкурсов и фестивалей, руководитель мастер-классов. Неоднократно становился композитором-резидентом многих известных оркестров мира (согласно укоренившейся на Западе традиции, тот или иной коллектив заключает договор с композитором, заказывает ему сочинения, оплачивает его работу и обладает исключительным правом на премьеры произведений). Оперы Д. Гланерта с успехом идут на многих мировых сценах, украшают престижные фестивали. Его симфонические произведения исполняют известные дирижеры – М. Стенц, О. Кнуссен, К. Нагано, С. Бычков, И. Фишер.
После премьеры «Театрального бестиария», состоявшейся 26 июля 2005 года в Royal Albert Hall в Лондоне в исполнении оркестра Би-би-си оно вошло в репертуар многих симфонических коллективов. Одним из самых активных пропагандистов этого сочинения стал Семён Бычков. (По материалам МГАФ).
Владимир Ойвин, "Classica FM"