Дмитрий Бертман начал сбор труппы с отчета о прошлом сезоне. Сыграно 169 спектаклей (при этом 27 названий) — отнюдь не каждый оперный театр может такой афишей похвастаться. 12 гастрольных поездок — от Петербурга до Сицилии и от Ханты-Мансийска до Ливана. Выпущен аудиодиск с записью «Бориса Годунова» в редакции Шостаковича — и театр гордится тем, что такая запись сделана впервые в мире. В «Геликон» пришли работать 13 новых артистов — и теперь труппа составляет 283 человека. Премьера была только одна — «Свадьба Фигаро», что понятно при отсутствии «своего дома», но зато возобновили четыре названия из репертуара прошлых лет. Следующий сезон должен стать еще более насыщенным.
Он и начнется, и закончится сочинениями современных композиторов, но сюжетно обе оперы обращены к минувшим векам. 1 октября впервые сыграют «Распутина» — американский композитор Джей Риз увлекся российской предреволюционной историей. Среди действующих лиц помимо обязательных императора, императрицы и князя Юсупова числится Владимир Ильич Ленин, что добавляет опере некоторую пикантность. Закончится же сезон в июле будущего года премьерой оперы Давида Тухманова «Царица» — знаменитый композитор-песенник заинтересовался Екатериной II. Меж этих дат — ежедневная работа театра в Москве и чуть не ежемесячные гастроли.
Снова в Ханты-Мансийске — местный губернатор был так впечатлен геликоновцами, что в проект строящегося там Норманом Фостером небоскреба были внесены изменения: появится оперный театр, названный в честь «Геликона». В Болгарии, где надо будет соответствовать театру, в котором пели знаменитые болгарские басы. В Ливане, где «Геликон» всегда рады видеть. В Эстонии — на торжествах в честь юбилея Эри Класа. Дмитрий Бертман считает, что, путешествуя по миру, театр выполняет «посольскую функцию» — и старается ее выполнять как можно лучше.
Отдельной темой на сборе труппы «Геликон-оперы» стала война на Кавказе — среди артистов театра есть и грузины, и осетины, и абхазы. Никогда не лезущий за словом в карман, часто производящий впечатление веселого циника Дмитрий Бертман был непривычно взволнован и с трудом подбирал слова, когда говорил о текущей войне. «Что мы можем сделать?» — был лейтмотив. И худрук театра предложил сделать концерт и сыграть на нем «Реквием» Моцарта — реквием всем погибшим. «Потому что когда люди мертвы, уже неважно, на какой стороне они сражались», — считает он. А вторым отделением станет «Гимн наций» Верди — как призыв к миру. Вдруг его услышат не только зрители «Геликон-оперы»?
Анна ГОРДЕЕВА, "Время новостей"