Возрождение музыкальной жизни на Волыни, практически замершей в конце 1980-х годов, в значительной степени связано с открытием в 1990-м в городке Устилуг мемориального музея Игоря Стравинского. Выдающийся композитор называл это место "райским уголком для творчества", подолгу здесь жил и написал первые принесшие ему мировую известность произведения.
Сегодня Стравинский, как магнит, притягивает к Волыни лучшие музыкальные силы со всего мира и вдохновляет на творческие подвиги местных артистов. В этом смысле роль фестиваля "Стравинский и Украина", который в нынешнем году прошел в девятый раз, трудно переоценить. Организаторы и вдохновители этого форума — Сергей Ефименко и Василий Ворон — конструируют его по образцу лучших летних фестивалей классической музыки, где предусмотрено все — от концертов в залах и open air и оригинальных документальных экспозиций до встреч с выдающимися деятелями мирового искусства и научно-практических конференций, собирающих на несколько дней знатоков творчества композитора.
Безусловно, среди причин, по которым Игорь Стравинский покинул родину, были и Первая мировая война, и бешеный успех его музыки на дягилевских "Русских сезонах" в Париже. Музыка его ранних балетов в большом количестве звучала и на нынешнем фестивале. Львовская пианистка Этелла Чуприк включила в свою программу импровизацию на темы "Жар-птицы" (правда, в исполнении артистки музыка Стравинского приобрела туманно-импрессионистический оттенок, несколько противоречащий природе его авторского стиля), этот же балет лег в основу изобретательной хореографической композиции студентов Волынского училища культуры и искусств им. Стравинского. Пьесы на темы другого балета, "Петрушки", исполнили замечательный киевский аккордеонист Роман Воронка ("Посвящение Стравинскому" Владимира Рунчака) и польский пианист Даниэль Рыбак (этот музыкант, сыгравший сюиту на музыку "Петрушки", приехал в Луцк в составе представительной делегации из Лодзи). Да и местные музыканты, еще десять лет назад и не думавшие браться за сложнейшие модернистские партитуры Стравинского, показали недюжинное мастерство: камерный оркестр "Кантабиле" под управлением Товия Ривца представил части "Базельского концерта" для струнных и "Простой симфонии", Олег Клейзун — Три пьесы для кларнета соло, студенческий хор училища культуры и искусств под управлением Валентины Гаврилюк — акапельные Ave Maria и "Отче наш", а также две части духовной мессы — Gloria и Credo.
Но все же главной отличительной чертой нынешнего фестиваля стало невольное сопоставление фигур двух выдающихся современников — Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича. Исполнение 13-й симфонии Шостаковича памяти жертв Бабьего Яра симфоническим оркестром Люблинской филармонии им. Генрика Венявского под управлением молодого дирижера Войцеха Родека и состоявшаяся за день до этого лекция выдающегося британского режиссера Тони Палмера (среди его более ста работ значатся как документальная лента о Стравинском, так и художественный фильм о Шостаковиче) в который раз заставили задуматься о роли искусства в жизни человека. Кстати, именно речь Палмера о взаимодействии политики и искусства (в этом смысле фигуру Шостаковича он ставит гораздо выше Стравинского) спровоцировала единственный фестивальный "скандал": ближе к концу его рассуждений кто-то из зала выкрикнул: "Давайте музыку! Хватит уже сплетен!". После чего режиссеру пришлось напомнить, что великая музыка — вовсе не способ для приятного проведения досуга, а призыв к состраданию и нелегкой умственной работе. Для которых, к счастью, фестиваль "Стравинский и Украина" каждый год дает новый повод.