Эти звуки за кулисами Концертного зала Чайковского раздаются впервые. Кайгал-оол Ховалыг настраивает игил – старинный тувинский инструмент, его называют еще дедушкой виолончели и скрипки. Внуки игила в этот вечер тоже рядом. Такое вот странное соседство исполнителей музыки этнической и академической. «Произведения по текстам Велимира Хлебникова исполнять можно только так», – уверен композитор Владимир Мартынов.
Сам Мартынов на этой московской премьере не в строгом костюме. И за роялем ведет себя совсем уж не привычно – временами, кажется, просто медитирует. Этих «Детей выдры» он создал еще в 2009 году. И до сих пор не желает давать этому произведению хоть какое-то жанровое определение.
«Это скорее акция, это музыкальная акция. И если даже еще точнее говорить, то это, конечно, ритуальная акция, ритуал. Тут с академическим музицированием разрыв такой происходит, поэтому не хотелось бы ничего, что бы напоминало симфоничность, сонатность», – объясняет Владимир Мартынов.
Музыку для этого ритуала, он признается, не писал, а словно лепил из пластилина. Почти месяц Владимир Мартынов и знаменитый ансамбль «Хуун-Хуур-ту» просто музицировали. Партитур у этих тувинских музыкантов нет до сих пор.
«Классические музыканты играют по нотам, просто нам дается какая-то свобода без нот. Но мы все равно в каком-то потоке в общем», – говорит солист ансамбля «Хуун-Хуур-Ту» Саян Бапа (Республика Тува).
Тексты Велимира Хлебникова – и для чтения-то не самые простые – академический хор «Млада» из Перми поет. Свои партитуры они изучали несколько месяцев.
«Когда мы увидели то, что нам прислал Владимир Мартынов, мы не знали, как это исполнять, на самом деле. А потом, когда пришли на первую репетицию, еще в Перми, в 2009 году, он говорит: «Я тут вам еще страницу написал текста. И вот давайте это еще исполним на концерте. Это был шок!» Но мы справились», – вспоминает хормейстер Академического хора «Млада» (Пермь) Александр Костылев.
Этот музыкальный ритуал на академической сцене – как обращение к истокам – праязыку и прамузыке – звукам природы и животных. Исполнители и композитор, убежден Владимир Мартынов, здесь не творцы, а проводники. Должны ввести слушателя в эти воды свободно льющейся музыки.