Имя выдающегося хорового дирижера и композитора, профессора Московской консерватории Николая Данилина всегда произносится с особым пиететом. Этот музыкант волею судеб завершил в XX веке мощную традицию московского синодального певческого искусства, прервавшуюся в конце 1920-х годов из-за политической обстановки в России. Если вспомнить вехи жизненного пути Данилина, то следует упомянуть его преподавательскую деятельность до революции: в Синодальном училище, в 1898 – 1903 годах одновременно в городских училищах на Николо-Ямской улице и в Леонтьевском переулке, в Институте благородных девиц имени императора Александра III (хоровое пение). Он был также известнейшим и уважаемым регентом: достаточно сказать, что именно Данилин провел премьеры "Литургии Святого Иоанна Златоуста" (1910) и "Всенощного бдения" Рахманинова (1915). Под управлением Данилина хор пел на последней службе в Успенском соборе Кремля перед его закрытием (апрель, 1918). Даже при советской власти Данилин регентовал в нескольких московских храмах до 1928 года, когда был вынужден полностью переключиться на педагогическую деятельность. Его прославленные ученики – московские хормейстеры К.Птица, А.Рыбнов, В.Степанов, А.Степанов – получили от своего учителя знания о секретах синодального пения. Данилин много работал с хором МГК, в оперной студии, и этот факт свидетельствует, что он заложил серьезный фундамент нынешнего процветания консерваторской хоровой кафедры.
Выбирая репертуар к программе, посвященной юбилею Данилина, Станислав Калинин "поднял" репертуар Синодального училища. Поэтому, суммируя впечатления от концерта, хочется прежде всего подчеркнуть особую атмосферу этого вечера. Преобладали нежные краски, деликатные нюансы, игра тембрами, что рождало в зале ощущение благоговения перед красотой великолепных духовных сочинений Бортнянского, Никольского, Кастальского. Фрагменты из редко звучащей "Литургии" П.Чайковского подкупили своей наивной искренностью и возвышенной простотой, замечательно прочувствованными исполнителями.
Прозвучали два хора самого Данилина – настоящие лирические поэмы, полные гармонии и умиротворения, а также очень любопытные опусы Николая Голованова. Прославленный дирижер окончил в 1909 году Синодальное училище у Данилина и посвятил три духовные миниатюры альма-матер и учителю.
Конечно же, было представлено "Всенощное бдение" Рахманинова: два красивейших фрагмента – "Благослови душе моя" и "Ныне отпущаеши", – где к студенческому хору присоединились солисты Полина Шамаева и Дмитрий Трунов. А во втором отделении, отданном в основном современной музыке, запомнились интерпретация "Оды" Ефрема Подгайца и премьеры хоровых концертов Валерия Кикты и Владислава Агафонникова, созданные специально для этого вечера.
В целом Камерный хор студентов Московской консерватории понравился большой музыкальностью, умением передать сокровенный смысл литургических песнопений, свободой в обращении со стилистикой композиторов наших дней. Быть может, иногда не хватало сочности хорового тутти, но, как показалось, это была сознательно избранная манера. И легкое, полетное звучание может вполне стать "фирменным" знаком этого коллектива.
Евгения Кривицкая, газета "Культура"