На моцартовский вечер автор этих строк имел счастье ехать в одной маршрутке с начальником отдела музыкального и циркового искусства Министерства культуры. Счастье заключалось не только в открытии, что важные чиновники среди бела дня ездят в общественном транспорте, но и в том, что с ними по пути можно запросто поговорить и даже поспорить.
Вспомнили, что тема Голода 1932-33 нашла отображение в недавней партитуре львовского композитора Александра Козаренко и уже проступает на нотных станах у львовянина Юрия Ланюка. К ней обращаются представители украинской диаспоры в Канаде. Многие регионы Европы недавно услышали «Панихиду по умершим от голода» Евгения Станковича, написанную задолго до мемориальных директив нынешнего президента. В притягивании к годовщине Голодомора «Реквиема» Моцарта поначалу был усмотрен формальный подход к исполнению министерских разнарядок. Впрочем, мы сошлись на том, что Моцарт был бы совершенно не против внести свою лепту в поминовение скорбных событий нашей державы.
Послушать «Реквием» в исполнении Ансамбля классической музыки им. Лятошинского было немало резонов. В тот самый день на рынке «Петровка» на глазах у обозревателя «24» два перекупщика, как Соломонова ребенка, разрывали между собой пластинку фирмы «Мелодия», где в исполнении Ансамбля были записаны сочинения Генриха Шютца. Притягивают внимание меломанов и нынешние свершения коллектива. Совсем недавно хоровая и инструментальная группы ансамбля потрудились над ораторией Шумана «Рай и Пери», а «Реквиемом», с давних пор находящимся в репертуаре коллектива, занялись всего за неделю до концерта, сразу же приступив к сводным репетициям.
Исполнение выдалось духоподъемным. Сердца многих музыкантов грели заранее купленные билеты в южные края. Руководящий жест дирижера Валентины Иконник-Захарченко заряжал все вокруг консолидирующей энергией. Иногда, правда, хотелось сжать кулаки, чтобы струнные, по-своему хорошо обученные моцартовскому стилю концертмейстером Вячеславом Зайцем, и уверенно поющий хор двигались по партитуре с равной скоростью и темпераментом.
Звучание бессмертной классики венчало тембровое разноцветье четырех солистов: от баса Абрека Хугаева, истово-жизнелюбивого Отелло, до сопрано Янины Пасичник, чья ровная, чистая интонация пробудили желание еще не единожды услышать этот голос и в погребальных реквиемах, и в одах к радости.
Цитата
Петр Чайковский о Моцарте:
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, которой красота достигала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно.
Роман Юсипей, "Газета 24"