Латыш Янсонс родился в Риге и окончил Ленинградскую консерваторию, а сейчас руководит сразу двумя европейскими оркестрами – в Амстердаме и Мюнхене. В Москве он последний раз выступал более 10 лет назад. И появился здесь вместе с оркестром благодаря усилиям Московской государственной академической филармонии.
Оркестр Баварского радио прежде не бывал в России; попадание Москвы и Санкт-Петербурга в расписание восточноевропейского турне – большая удача для меломанов обоих столиц. Послушать Янсонса в Большой зал консерватории пришли по меньшей мере пять крупных столичных дирижеров – от Владимира Федосеева до Эри Класа. Далеко не каждый представитель этой профессии заслуживает такого внимания коллег. Но Янсонсу и раньше удавались невероятные вещи.
1971 год, когда железный занавес отделял СССР от всего мира, он провел в Зальцбурге в качестве ассистента Герберта фон Караяна. Да и потом, не дожидаясь перестройки, параллельно работал на Западе и в СССР (с 1985 года был ассистентом Евгения Мравинского в оркестре Ленинградской филармонии).
Сейчас Янсонс, латыш по происхождению, руководит сразу двумя европейскими оркестрами класса А – королевским оркестром Концертгебау (Амстердам) и Симфоническим оркестром Баварского радио (Мюнхен).
Чтобы показать оркестрантов с лучшей стороны, Янсонс составил программу из сочинений немецких композиторов. Оркестр начал со Второй симфонии Брамса, а во втором отделении перешел к двум Рихардам – композиторам, непосредственно связанным с баварской землей. После «Смерти Изольды» из «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера музыканты исполнили Сюиту вальсов № 1 из оперы «Кавалер роз» Рихарда Штрауса.
До этого столичные меломаны знали только два варианта отменного исполнения Вагнера: версию Валерия Гергиева, с сумасшедшими темпами и языческой энергетикой, и вариант Венского филармонического оркестра под управлением Даниэля Баренбойма, более медленный, с изысканной красотой звука. Янсонс предложил третью трактовку, в которой сдержанные темпы сочетались с мощными энергетическими посылами. В «Смерти Изольды» напор чуть грубоватого звука, нарастая с каждым тактом, к финалу просто захлестнул зал. А вальсы Рихарда Штрауса, за исполнение которых у нас просто никто не берется, заставили публику аплодировать стоя.
Янсонс собирался уйти со сцены без бисов, но любители классики, привыкшие «выбивать» их аплодисментами, хлопали и топали так, что получили аж два дополнительных номера. Вечер окончился залихватской полькой, исполняя которую Янсонс вел себя как заправский шоумен: то делал вид, что не дирижирует вообще, то приседал и прыгал в такт музыке, успевая при этом управлять оркестрантами. Нежданные "бонусы" пришлись к месту: после накала страстей в основной программе публике совсем бы не помешала разрядка.
Дирижер Марис Янсонс, народный артист России:
«Опасно, если ты, достигнув какой-то вершины, начинаешь ограничивать себя»
Мне кажется, в дирижерской профессии важно общение. Если у меня есть время, я бываю на репетициях других дирижеров и на их концертах. Мне интересно знать их мнение, делиться какими-то новшествами. Ведь это всегда очень полезно, это обогащает. Опасно, если ты, достигнув какой-то вершины, начинаешь ограничивать себя определенными рамками. Важно знать, что происходит в мире, что играют другие исполнители. И, конечно, общаться с музыкантами оркестра и солистами: играя с талантливым скрипачом или пианистом, дирижер и оркестр получают новый творческий импульс.
ОЛЬГА РОМАНЦОВА, "Газета"