Пласидо Доминго и Галина Вишневская открыли в Москве международный оперный конкурс Operalia обещаниями продвинуть самых перспективных молодых певцов и… шутками. Особенность конкурса, придуманного Пласидо Доминго в 1993 году, – мобильность. Из года в год конкурс переезжает из города в город, доехал и до Москвы.
Первый тур стартовал 18 июля, а завершится конкурс в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко 24 июля.
Призы весьма серьезные: 30 тысяч долларов первая премия, 20 тысяч – вторая и 10 тысяч – третья, причем раздельно для мужских и женских голосов. И это не считая специальных премий с не менее весомым финансовым наполнением.
Пласидо Доминго вчера прилетел в Москву, и сразу приступил к работе.
“Я рад находиться в Москве, и рад работать над конкурсом, который стал самым ярким и важным событием в моей жизни. Конкурсу Operalia уже 18 лет, он впервые прошел в Париже в 1993 году, и моей целью была организация принципиально нового конкурса, который путешествовал бы по городам мира.
В Москву приехали 40 конкурсантов, многие впервые в Москве, они невероятно волнуются. Есть 9 участников-россиян, остальные – из разных стран мира. Из нашего конкурса вышло немало артистов, чьи имена гремят сегодня – например, Дмитрий Корчак, Алексей Кудря и другие русские звезды.
С самого начала у нас заведено, что непременно вручается приз зрительских симпатий, и нередко он совпадает с выбором жюри! А у нас в жюри – множество руководителей оперных театров, и по окончании конкурса зачастую сразу же заключаются контракты с талантливыми певцами.
– рассказал маэстро на пресс-конференции 19 июля.
Галина Вишневская тоже сочла нужным акцентироваться на реальной помощи одаренным, но малоизвестным молодым вокалистам.
“Этот конкурс имеет огромное значение для оперного дела, и в первую очередь – для молодых артистов. Нет специальных школ, чтобы готовить молодых певцов к сцене! Чтобы получить роль – надо иметь имя, а чтобы иметь имя – нужна сцена, чтобы заявить о себе. Замкнутый круг!
Operalia дает молодым шанс заявить о себе на глазах руководителей оперных театров. Наш «Центр оперного пения» существует уже 10 лет, и это уникальное место, где сразу после консерватории певец может выступать на сцене и показывать свое искусство. Каждая страна, я считаю, должна иметь такую школу.
Причем у нас – бесплатное обучение, чем мы заметно отличаемся от остальных школ. И есть еще «Ярмарка молодых артистов» в Екатеринбурге, где собираются оперные певцы и директоры оперных театров, и есть возможность найти себе работу. Я несколько лет была председателем жюри этой «ярмарки». Если мы объединимся и будем помогать молодым оперным певцам, никакого оперного кризиса не будет!”
Руководитель департамента культуры Москвы Сергей Худяков радушно поприветствовал знаменитого певца, и заявил, что в Москве всегда рады видеть маэстро Пласидо Доминго. После чего призвал его чаще бывать в нашей столице.
Пласидо Доминго с огромным уважением отозвался о великой русской оперной певице Галине Вишневской:
“Вишневская запоминается в любой партии, в которой показывается. Красота ее голоса неподражаема! Но если вы хотите, чтобы я выделил самые любимые, то я назову две ее партии сопрано: в «Пиковой даме» и «Тоске». Это точно две мои самые любимые партии Вишневской! Но и они не исчерпывают ее до конца. Мы только раз пели «Тоску» совместно, но это невозможно забыть. Такая сила страсти была в этой роли у Галины!”
Оказывается, та совместная работа в «Тоске» закончилась весьма анекдотично:
“От этой страсти и бурной любви с Доминго у меня загорелся парик на сцене! Дело в том, что на голове у меня был огромный шиньон, и я в порыве откидывала его назад. А сзади был прожектор, и шиньон вспыхнул! Даже закрыли занавес, потому что подумали, что начался пожар.”
Хохоча, Доминго рассказал, как он увидел тот пожар:
“Она собирается убивать Скарпиа, замахивается на него, и тут у нее загорается парик. Скарпиа пытается спасти ее от огня, но она-то в образе. И она отчаянно отбивается! И тут на ее глаза появляюсь я – со стаканом воды, чтобы ее тушить. Представляете ее реакцию? Это было незабываемо…”
Маэстро Пласидо Доминго рассказал о своих первых ощущениях от старта прослушиваний молодых артистов в Москве.
“Во вчерашних прослушиваниях мне многие запомнились. Я растрогался, слушая некоторых исполнителей. Меня впечатлила их подготовка. Конечно, были и артисты среднего уровня, и те, кто случайно дошел до этого тура. Но были и настоящие звезды – их видно сразу.
Такие сразу окупают все силы и затраты на конкурс. Хороших певцов много, но артистов, которым на роду написано стать звездами, – мало. Самые эмоциональные, как мне показалось, артисты возрастной группы 23-27 лет. Очень жаль отказывать многим, ведь надо отобрать к полуфиналу только 20 из 40.
Но я уверен, что многие из участников смогут продолжить обучение в моих «группах Доминго», которые специально задуманы как мастер-классы для молодых, или в Центре у Вишневской, и затем снова принять участие в конкурсе.”
Вадим Пономарев, NEWSmusic.ru