На первом вечере цикла ансамбль "Студия новой музыки" предложил одноименные сочинения Шнитке и Стравинского – большинство из них не звучало в Москве много лет. Дирижировал заслуженный артист России Игорь Дронов.
Концерт открылся вступительным словом композитора Владимира Тарнопольского – художественного руководителя "Студии новой музыки" и инициатора нового абонемента. Тарнопольский говорил о судьбе музыки Шнитке, собиравшей переполненные залы в Москве 1980-х и отнюдь не вызывавшей столь же активного интереса в следующем десятилетии. Нынешняя эпоха, по словам Тарнопольского, – идеальное время для того, чтобы вслушаться в музыку Шнитке, не воспринимая ее как запретный плод и не думая об общественно-политическом контексте, в котором она рождалась. С другой стороны, возможно ли это, если полистилистика Шнитке по сути своей – феномен позднесоветского времени, техника, не нашедшая продолжателей?
Вопрос остается открытым, но вполне вероятно, что концерты абонемента помогут найти на него ответ; например, программа, где сопоставлялись Шнитке и Стравинский. Композиторы, у которых, по мнению Тарнопольского, нет ничего общего, кроме одной черты, условно называемой "русской европейскостью", – то есть творцы, чьи корни в русской культуре и чья истинная родина – культура европейская. И хотя одноименные сочинения Шнитке и Стравинского звучали совершенно по-разному, программа в целом представила достаточно цельную панораму европейской музыки ХХ века, переосмысленной двумя выдающимися российскими художниками.
Центром концерта стали два Септета. Септет Стравинского – этапное сочинение, с которого композитор начал освоение серийной техники, поначалу более похожее на типичный авангард 1950–1960-х годов, чем на известные сочинения самого Стравинского. Впрочем, автор не преследует цели полностью выдержать новообретенный строгий стиль и время от времени оглядывается на прежние этапы своего творчества. Септет Шнитке, вероятно, единственное произведение, где композитор примерил маску минималиста. Хотя и здесь он не отказался от клавесина, без которого не обходилось большинство его сочинений, притом что клавесин и минимализм – сочетание более чем парадоксальное.
Меньше общего обнаружили между собой две Серенады: фортепианная Серенада Стравинского, образец европейского неоклассицизма, и коллажная Серенада Шнитке для пяти исполнителей, которая ближе скорее к соц-арту. Оба сочинения – отражения тех направлений, в которых Стравинский и Шнитке попробовали себя, оставили ряд впечатляющих экспериментов – и двинулись дальше. В следующих концертах цикла музыка Шнитке будет звучать в окружении сочинений Малера, Шостаковича и Денисова. Абонемент завершится в марте следующего года.
ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ, "Газета"