Концерт стал важным этапом по включению отечественной музыкальной жизни в общеевропейский контекст. Оркестр попробовал себя в аутентичном исполнении старинной музыки, а публика приобщилась к мировой традиции исполнения религиозных кантат и ораторий в канун Рождества.
"Рождественская оратория" Баха (1734) состоит из шести кантат. Исполнять и записывать их единым циклом стали уже в ХХ столетии, при жизни Баха оратория целиком не звучала. Впрочем, она и не была для этого предназначена. Предполагалось, что ее части должны быть рассредоточены по всей рождественской неделе. Юровский из шести кантат продирижировал тремя, однако и это тянет на подвиг – традиция исполнения подобных сочинений в нашей стране до сих пор не сложилась.
Пять лет назад РНО исполнял баховскую же "Мессу си минор" под управлением Кента Нагано. Но дистанция между тогдашним и теперешним исполнением Баха огромная. Если у Нагано звучал вполне современный большой симфонический оркестр, хотя и не без учета опыта аутентистов, то Юровский попытался принести в РНО свой опыт работы с Оркестром Века Просвещения – одним из ведущих европейских ансамблей старинной музыки. Концертмейстер коллектива, британская скрипачка Маргарет Фолтлесс, приняла участие в этой работе: на репетициях она делилась с музыкантами секретами исполнения музыки барокко.
Результат получился впечатляющий. Игра РНО, конечно, отличалась от звучания оркестров, постоянно занимающихся подобным репертуаром, однако по московским меркам это было, вероятно, лучшее из возможных исполнений. В нем приняли участие Камерный хор Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина, а также команда опытных солистов. Лучшим среди них стал заменивший Марка Пэдмора тенор Марк Уайлд с незабываемой арией "Пастухи, вперед, спешите" из второй кантаты. Почти на этом же уровне были сопрано Дитта Андерсен и бас Штефан Логес, а вот контртенор Кристофер Эйнсли оказался явно скованнее остальных. Хорошо показали себя солисты РНО – в первую очередь виолончелист Александр Готгельф и гобоист Виталий Назаров.
Концерт не только оказался крупным музыкальным событием, но и, возможно, стал началом приобщения отечественной публики к давней европейской традиции, когда в течение декабря повсеместно исполняются кантаты и оратории, связанные с рождественской тематикой. Чемпион среди таких сочинений – оратория "Мессия" Генделя, звучащая в это время по всей Европе. Известен достоверный анекдот, рассказанный по этому поводу одним оркестрантом, повстречавшим на улице коллегу. Тот пожаловался: "У меня был кошмарный сон. Мне снилось, что я опять играю "Мессию". Его собеседник утешающе заметил: "Представляю, какое облегчение ты испытал, когда проснулся". "Напротив, – прозвучал мрачный ответ. – Я проснулся, и это оказалось правдой".
К счастью, концерты Владимира Юровского не имеют с анекдотом ничего общего – на таких исполнениях не заскучаешь. Через две недели маэстро дебютирует за пультом оркестра Большого театра, также с программой рождественских сочинений. Среди них – "Церемония рождественских гимнов" Бенджамина Бриттена и "Рождественская кантата" Артюра Онеггера, без которых не обходится канун Рождества соответственно в Великобритании и Франции.
ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ, "Газета"