Уроком свободы называет свой фестиваль арт-дирекция «Территории».
– Фестиваль занимается поиском новых возможностей и предоставлением их студентам, – сказал «МК» арт-директор фестиваля, критик Роман Должанский. – Здесь студентам, которые учатся театральному искусству, говорят: смотрите, бывает и так. Здесь каждый стремится сделать что-то необычное. Студенты говорят: «Мы даже не знали, что в театре так можно».
– А в театре все можно?
– Конечно. Все, что не нарушает уголовный кодекс и права других людей.
– По какому принципу отбираются произведения?
– Для этого фестиваля нам не интересно то, что сделано по лекалам. Здесь нет устоявшихся форм, музея. На первом фестивале одна студентка сказала: «Надо уважать классику». От такого взгляда на искусство их надо отучать. Это стереотип, клише, человек с таким складом ума может заниматься не искусством, а бухгалтерией или стиркой, где очень важно следовать правилам. Если всю жизнь уважать традицию и больше ничем не заниматься, жизнь пройдет зря. Уважать классику нужно, если это для чего-то нужно.
– Кстати о традициях. Премьера оперы «Орфей» Пермского театра оперы состоялась в рамках фестиваля. Нарушение этих самых традиций зрители заметили с самого начала…
– Что такое оперный театр в России? Вам доводилось видеть оперный спектакль не в Большом и не в Мариинке, в театре города N? Это страшная рутина. Опера «Орфей» раньше никогда не исполнялась целиком, потому что она очень сложна: в ней есть все типы соединения голосов, дуэты, соло и очень многое другое. Такое весьма оригинальное решение пространства – зрители сидят на сцене, а действие перекидывается в зал – в драматическом театре случается. А в оперном театре, чрезвычайно консервативном, певец всегда должен стоять на авансцене, освещенный, далеко от публики…
Итак: композитор почил в 1643 году, а в 2009-м в городе Пермь состоялась уникальная постановка его оперы про Орфея и Эвридику. Зрители аплодировали стоя. Мнение читалось одинаковое: их удивили и насмешили. Огромный оркестр (дирижер В. Платонов). Артисты поют на итальянском языке. Настоящие оперные костюмы: туники, легкие платья нимф, шелестящие плащи пастырей, парики а-ля Моцарт… Но уже в первом акте были сюрпризы: Эвридика появилась в абсолютно современных желтых туфлях на каблуках и гламурненькой юбочке, хор местами играл в ладушки. Но главное впереди – когда Орфей должен проникнуть в царство мертвых.
Современная больничная палата. Человек под капельницей. Санитары в форме возят трупы. И Орфей – уже в современных брюках и пальто – все тем же серьезным оперным голосом поет свои партии. Он должен умолить вечного проводника Харона пропустить его в подземное царство! Появляется типичный дядя Вася с похмелья, в грязной робе грузчика или сторожа, берет гармошку и… солидно исполняет свою арию. Вот вам и Харон.
Постановщик Георгий Исаакян ни на шаг не отступил от музыки и либретто к опере XVII века. А кто сказал, что у Эвридики не может быть модной юбочки? Больничный сторож – чем не проводник в Аид? Больница – чем не порог между жизнью и смертью?
Завершением фестиваля стал спектакль, поставленный англичанином Алексом Дауэром с заключенными пермской исправительной колонии. Отбор участников проходил не по статье, а по таланту.
– Мы не делаем разницу между теми, кто сидит за коробок анаши, и теми, кто сел за убийство, – рассказал Кирилл Серебренников. – Это может не стать актом искусства, но это душевная, человеческая акция.
Акция получилась убийственная – суровые люди в наколках честно произносили реплики из Чехова и Бабеля, включившись, как дети, в игру под названием «театр».
Завершением фестиваля стал японский спектакль «Явление Кармы – Гозараши». Аутентичный японский танец «буто» окончательно поразил воображение пермяков. Станет ли Пермь – как многие надеятся – столицей актуального искусства, учитывая, что там работает знаменитый Марат Гельман? Очень сомнительно. Ясно одно: горожане узнали для себя много нового.
Вера Копылова, "Московский комсомолец"