Несколько дней назад Элисо Вирсаладзе с нижегородским оркестром в Нижнем Новгороде сыграла концерт Грига, перед выступлением в Москве снова полноценная репетиция.
С этим оркестром знаменитая пианистка выступает с тех пор, когда Нижний Новгород еще назывался городом Горьким, то есть более 25 лет.
«Каждый сезон приезжаю, переиграли много концертов и за рубежом, все концерты Бетховена в Кройте на фестивале Олега Кагана», – рассказывает Элисо Вирсаладзе.
Но первыми исполнение цикла Концертов Бетховена услышали нижегородцы. Они много что слышали первыми, благодаря своему оркестру. Его без преувеличения можно назвать и уникальным и легендарным. Нижегородский оркестр первым исполнил 1-ю симфонию Альфреда Шнитке. Раньше столичных оркестров нижегородский играл премьеры симфоний Шостаковича. В 62-м в городе прошел вообще первый в стране музыкальный фестиваль, и это был фестиваль современной музыки. Десятый юбилейный целиком посвятили Шнитке, которого в Москве запрещали играть.
«Ничего не было запрещено, – говорит художественный руководитель, директор Нижегородской филармонии имени Мстислава Ростроповича Ольга Томина. – Это было не рекомендовано. Это была смелость и поступки волевые Гусмана и Ростроповича. Но нас поддерживали и другие музыканты. К нам вагонами ездили зрители на концерты Шнитке».
Нижегородский оркестр может гордиться не только репертуарными подвигами. Но и тем, что с ним выступали выдающиеся солисты. Часто играл с ним Ростропович, он даже у тогдашнего главного дирижера Израиля Гусмана учился дирижерскому мастерству, не раз пела Галина Вишневская, играл Ван Клиберн. За дирижерский пульт не раз вставал Геннадий Рождественский, а Кирилл Кондрашин несколько лет возглавлял этот коллектив. И абсолютный как теперь говорят, эксклюзив – Шостакович дирижировал единственный раз в жизни, и дирижировал нижегородским оркестром. Сейчас коллектив возглавляет Александр Скульский, последние 13 лет он определяет репертуарную политику оркестра.
«Он был когда-то оркестром, специализировавшимся на современной музыке, это были лучшие концерты, потом был переходный период, – рассказывает Александр Скульский. – Мы осваивали основную мировую классику, стараясь достичь уровня, который нам требовался. Сейчас мы – универсальный оркестр».
В юбилейный год привезли в Москву золотую классику – Грига, Брамса, Энеску. Эти сочинения недавно украсили репертуар коллектива. Вслед за нижегородцами их услышали москвичи.