Модест Мусоргский в контексте европейской национальной культуры – так охарактеризовал этот вечер музыкальный критик Бронислав Табачников – постоянный ведущий.
Собственно, вряд ли кому-то из собравшихся на открытие музыкального сезона приходилось в этом сомневаться. Уж точно это были не слушатели и не оркестранты. Первые с высоты филармонического балкона напоминали лоскутное одеяло, а вторые – испуганных пингвинов.
Несмотря на естественное волнение музыкантов, дело заладилось с первых же фраз концерта. То есть, с героической увертюры к опере Лысенко «Тарас Бульба». Сгустившийся в зале романтизм достигал концентрации, опасной для жизни. Хорошо отдохнувшие летом духовики вкладывали свои бессмертные души в тему казацкой доблести и славы.
Не отставало от них семейство крупных смычковых. Их героического напора не выдерживало даже освещение – огромные люстры несколько раз подозрительно мигали, грозя кромешной тьмой неистовым оркестрантам и слушателям. Вслед за эпосом пришел час лирики.
В первом отделении концерта она была представлена четырьмя фрагментами из оперы Чайковского «Мазепа», включая колыбельную Марии. Трепетную дочь Кочубея блистательно озвучила Оксана Крамарева, чье обволакивающее сопрано запомнилось киевлянам по одной из драматических партий Восьмой симфонии Малера.
Второе отделение было отдано Девятой симфонии Дворжака, также известной как «Новый Свет». Самое популярное произведение из симфонического наследия знаменитого чеха в прочтении украинца Николая Дядюры прозвучало свежо и современно. Особенно в тех частях, где спиричуэлс намертво переплелся с чешским песенным фольклором.
Ажиотаж по случаю исполнения «Нового Света» привел к беспрецедентным последствиям: в антракте уже ко второму звонку филармонический буфет практически опустел. Виной тому, надо думать, указание в концертной программке на первое исполнение симфонии по ранее неизвестным авторским факсимиле.
Удачно стартовав, новый филармонический сезон обещает запомниться. Четырьмя сентябрьскими фестивалями, международным конкурсом гитаристов в декабре, новыми встречами с давними друзьями киевской филармонии – Владимиром Крайневым, Наталией Гутман, Сергеем Стадлером, новыми абонементами для взрослых и детей. И, естественно, россыпью юбилейных концертов и премьер. Имени как вечно живых, так и ныне здравствующих музыкальных классиков – от Франца Шуберта до Валентина Сильвестрова.
Михаил Кригель, “24”