У Александра Снегирева, родившегося в 1930 году в Харькове, было обычное для музыкально одаренного ребенка детство – учеба в десятилетке при Харьковской консерватории (одним из его преподавателей была родная сестра Владимира Горовица Регина). Потом гастроли, успех у публики и внимание прессы. После аспирантуры при Московской консерватории Александр Снегирев некоторое время преподавал в Харькове, в начале 1960-х перебрался в Киев, где с 1983 года в течение 13 лет руководил фортепианной кафедрой Киевской консерватории. Именно в это время его довольно ровная профессиональная деятельность начинает приобретать новое направление. Известный артист создает Украинскую ассоциацию пианистов–лауреатов международных конкурсов, объединившую лучших исполнителей страны, основывает в Киеве фестиваль "Регина–Владимир Горовиц in memoriam. Фортепианная и камерная музыка", а также издает хрестоматийный четырехтомник "Пианисты Украины". Начинания господина Снегирева имеют свое продолжение – плодятся музыкальные ассоциации и справочники, небольшой фестиваль превращается в громкий Международный конкурс пианистов памяти Владимира Горовица. А вот о самом Александре Снегиреве за пять лет, прошедших после его смерти, вспомнили только сейчас. Фортепианный дуэт Александры Зайцевой и Дмитрия Таванца, инициировавший мемориальный концерт, собрал на одной сцене одиннадцать знаменитых пианистов поколения "за тридцать", которые фактически уже завершили сбор лауреатских званий и пустились в самостоятельное артистическое плавание.
Дуэт организаторов Зайцева–Таванец безупречно сыграл в четыре руки Фантазию фа минор Шуберта. Ирина Алексийчук и Юрий Кот представили фантазию на японские мотивы "В поисках бессловностей" авторства госпожи Алексийчук, где звенели колокольчики и звучала японская поэзия в записи. Композитор и пианист Олег Безбородько аккуратно и собранно отыграл Два интермеццо Брамса и собственное "Вытесненное желание #3". Потрясли две девушки, крайне редко выходящие на сцену в последние годы: Инна Солдатенко – несколько суховатым совершенством и виртуозностью в Адажио си минор Моцарта и Рондо ми-бемоль мажор Шопена, а Ирина Стародуб – элегичностью Форланы и Токкаты из "Гробницы Куперена" Равеля, в которых, правда, немного не хватало индивидуальной окраски.
В целом концерт получился неровным – некоторых исполнителей хотелось забыть сразу же после того, как они покидали сцену. Так, Алина Халикова привнесла в "Колыбельную" Чайковского–Рахманинова и "Радость любви" Крейслера–Рахманинова дух мюзик-холла и оперетты, прочитав пьесы слишком буквально и начисто лишив их звуковой метафизики, а Вячеславу Зубкову, отгромыхавшему Венгерскую рапсодию #2 Листа, недоставало элементарного внимания к звуку. Выступление безусловно талантливого Евгения Громова напоминало плохую читку с листа: в "Эстампах" Дебюсси был только один положительный момент – ощущение творения музыки (пусть и бессмысленного) прямо на глазах у публики. И наконец, самым большим недоумением вечера стали бетховенские Багатели от Марии Пухлянко, исполненные с такой грубостью и глухотой, которые едва ли простительны обладательнице III премии конкурса памяти Горовица.
Не с той руки
Кстати