При всем богатстве московской музыкальной жизни ее не так часто украшают события по-настоящему европейского уровня, каким стал концерт Российского национального оркестра (РНО) с Владимиром Юровским за пультом, состоявшийся в пятницу в зале Чайковского.
Европейским оказалось не только построение программы, поровну поделенной между Гайдном и венгерскими классиками ХХ века, но и высочайшее качество ее исполнения.
Владимир Юровский дебютировал в Москве в октябре 2002 года с изысканной музыкой Дебюсси, Стравинского, Астора Пьяццоллы и Джона Адамса. С тех пор дирижер появлялся за пультом РНО не реже раза в год, а затем стал главным приглашенным дирижером коллектива и теперь работает с ним не только в России, но и за рубежом.
Каждый концерт Юровского – событие: маэстро готовит на невероятно высоком уровне нестандартные, интригующие программы, из которых нельзя забыть ни одной.
В 2003 году дирижер удивил публику, которая только начала осваивать дорогу в Дом музыки, сочинениями Пярта и Цемлинского. Годом позже шокировал посетителей консерватории “Постлюдией” Сильвестрова, еще через год знакомил москвичей с “Вечерними песнями” англичанина Марка-Энтони Тернеджа, вовсе у нас неизвестного.
Тернедж – приглашенный композитор Лондонского филармонического оркестра. Юровский занимает в этом оркестре пост главного дирижера. Маэстро также – музыкальный руководитель знаменитого Глайндборнского оперного фестиваля. А для московского концерта Юровский выкроил время между представлениями оперы “Гензель и Гретель”, которой дирижирует в “Метрополитен”.
Столь напряженное расписание нередко приучает дирижеров работать спустя рукава. Состоявшийся в пятницу концерт показал, что в Москве Юровский занимается музыкой ничуть не менее ответственно, чем в Лондоне или Нью-Йорке, и не умеет работать иначе. Охваченные аркой из сочинений Золтана Кодая и Белы Бартока, произведения Гайдна стали сердцевиной программы.
Среди принципов ее составления маэстро отмечает “территориальный” – музыка, созданная на территории бывшей Австро-Венгерской империи. По этой или по другой причине четыре номера прекрасно сочетались между собой, хотя опусы Бартока и Кодая отделяет от шедевров Гайдна почти полтора века. Более того, сочинения трех авторов требовали как различных инструментальных составов, так и абсолютно разных манер исполнения. Под управлением Юровского РНО справился с поставленными задачами, показав себя коллективом разносторонним и гибким.
Вечер открыли “Танцы из Галанты” Кодая – эффектная 15-минутная пьеса, основанная на подлинных народных мелодиях, где медленные темпы сменяются такими быстрыми, что захватывает дух. В сочинении задействован полный состав оркестра, важнейшую роль играют также соло деревянных духовых, и здесь главным героем стал кларнетист Алексей Богорад.
Следом на сцене осталась едва ли половина музыкантов – настало время Гайдна. Впору было удивиться тому, как коллектив, только что демонстрировавший плотное, густое звучание, мгновенно превратился в первоклассный камерный оркестр. Ведь Гайдна в России до сих пор играют помпезно и размашисто, тогда как он требует ровно противоположного подхода – ансамблевого, квартетного.
Именно так и прозвучала Концертная симфония для четырех солистов с оркестром, где блеснули скрипачка Татьяна Поршнева, гобоистка Ольга Томилова, фаготист Алексей Сизов и виолончелист Александр Готгельф.
Второе отделение открыла симфония Гайдна № 63 “La Roxelane”, украшенная великолепными соло гобоиста Андрея Рубцова. В финале звучала “Музыка для струнных, ударных и челесты” Бартока, не исполнявшаяся в Москве много лет, партитура, которую находит сложной даже такой ас, как Пьер Булез.
В этом сочинении 1936 года слышны тревожные настроения, но Юровский не стал делать на них основной акцент, показав “Музыку” в первую очередь шедевром неоклассицизма эпохи Стравинского и Хиндемита.
Владимир Юровский, подаривший москвичам великолепный концерт, вернется в российскую столицу уже в следующем сезоне, а ближайший концерт РНО состоится 31 января под управлением Михаила Плетнева.
Илья Овчинников, “Газета”