Чаще всего, когда устраивается музыкальное представление в экзотических условиях, страдает именно музыка. Публика приходит в восторг от места и от осознания того, что она в этом месте слушает знаменитых артистов. Сами же музыканты, уверенные в том, что публика малокомпетентна, позволяют себе расслабиться – всегда можно оправдаться сложными условиями при выступлении на открытом пространстве. |
Но на этот раз для пессимизма места не осталось. Да, была экзотика – пустынный берег Мертвого моря ночью, силуэт легендарной Масады как постоянный фон действия, караваны настоящих лошадей и верблюдов, проходящих по сцене. Но главным действующим лицом музыкального спектакля была именно музыка. Заслуга в этом, конечно, всех участников спектакля (а их около шестисот!), но первый в списке – дирижер Даниэль Орен. Один из лучших современных специалистов по итальянской опере в последние годы к нашей радости стал чаще выступать на родине. |
"Набукко" для него – особая опера. Впервые он дирижировал ею в Израиле в 1994 году, и многие помнят, как после исполнения знаменитого хора рабов овации были настолько бурными, что маэстро повторил его. На нынче овации после "Va pensiero" были еще более мощными – в открытом театре близ Масады сидело более 8 тысяч человек. И Орен повторил исполнение, следуя не только просьбам слушателей, но и итальянской оперной традиции бисировать особо любимые фрагменты. Публика опять разразилась овациями, и маэстро обратился к ней через микрофон, нарушая итальянские традиции, но вспомнив, что он – израильтянин. Орен сказал, что хор рабов – его любимая музыка, но самыми потрясающими в ней являются последние звуки, заглушаемые аплодисментами, и он просит спеть хор еще раз всем вместе, но затихнуть по знаку его руки. И "Va pensiero" прозвучал в третий раз, и все услышали божественные последние звуки! Сегодня в мире оперы дважды бисируют крайне редко, а за 25 лет существования Израильской оперы это точно произошло впервые. |
Орен всегда собирает в своих постановках блестящий состав артистов. Димитра Теодосиу (Абигайль), Альберто Газале (Набукко) и Назарено Антинори (Измаил) дебютировали в Израиле, Тициана Карраро (Фенена), Паата Бурчуладзе (Захария) и Карло Стриули (Верховный жрец) нам хорошо известны. Безусловными лидерами на сцене были Теодосиу и Газале. Бурчуладзе начал свою партию откровенно слабо, но потом реабилитировался. Карраро вначале была не очень выразительна, но к кульминации своей партии в середине оперы уже пела первоклассно. Все артисты вместе с замечательными хором и Ришонским оркестром составили отличный ансамбль, хотя артисты пели и играли в сложнейших условиях жаркого и чрезмерно сухого воздуха. Жаль, что к озвучиванию огромного открытого зала организаторы шоу подошли не очень ответственно. Современный уровень техники позволяет идеально озвучить любое пространство, надо лишь больше на это потратить, сэкономив, скажем, на оформлении сцены. Оно было очень красивым (сценограф – Ницан Рафаэли), но можно было вывести на сцену меньше лошадей и верблюдов и снабдить всех хористов личными микрофонами, Ведь хор – один из главных героев оперы Верди. Звучал он превосходно, но все время хотелось подкрутить регулятор громкости… |
Режиссер спектакля Йосеф Рохлиц следовал музыкальной драматургии и не мешал восприятию гениальной музыки, в отличии от большинства своих коллег. Героем постановки стал Ави Йона Буэно, главный израильский мастер освещения спектаклей и представлений. "Бамби", как его все называют, был истинным художником по свету. Ему помогли в этом пустыня и силуэт Масады. |
В приветственной речи перед спектаклем президент Израиля Шимон Перес сказал: "Если в маленькой стране есть большая опера, то это – большая страна". Через год в этом же театре будет поставлена "Аида". И опять будут Орен за дирижерским пультом и мировые оперные звезды на сцене. Но не забудем, что между двумя большими экзотическими проектами, есть целый сезон, в котором спектакли ставятся в привычных, театральных условиях. Хорошо бы провести его на таком же высоком уровне! Владимир Мак, "Вести" – "Наутилус"
|
Кстати