В этом году на Фестивале выступили: Ярославский академический симфонический оркестр (ЯАСО), Симфонический оркестр Кубы, Филармонический оркестр Боготы (Колумбия), Симфонический оркестр Хьюстона (США) и Академический симфонический оркестр Московской филармонии под руководством Юрия Симонова.
По традиции, перед началом концертов в фойе знаменитого зала проходили брифинги с дирижерами, которые знакомили журналистов и музыкальных критиков со своим творчеством и рассказывали об оркестрах, в которых работают. Одним из первых был художественный руководитель и главный дирижер Ярославского академического симфонического оркестра (ЯАСО), народный артист России Мурад Аннамамедов. Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, он учился в классе выдающегося дирижера Геннадия Рождественского. Геннадий Николаевич лично присутствовал на концерте, вызвав заметное волнение своего ученика. Мурад Аннамамедов возглавлял Государственный симфонический оркестр Туркмении, с 1985-го Академический симфонический оркестр Саратовской областной филармонии. В 1994 году из нескольких предложенных ему для руководства симфонических оркестров, в том числе в Москве и Екатеринбурге, выбрал Ярославский, за пультом которого стоит 18 лет.
Из неторопливого и содержательного рассказа Мурада Атаевича можно было узнать, что основателем и первым дирижером симфонического оркестра при Ярославской филармонии в 1944 году стал виолончелист, рафинированный интеллигент и подвижник Александр Уманский, во время войны «по сусекам» собиравший для него кадры. Он обращался в военный комиссариат за тем, чтобы с фронта отзывали ярославских музыкантов. Первым сочинением, публично исполненным оркестром, была увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила». Своим становлением оркестр обязан ряду выдающихся дирижеров, в том числе Юрию Арановичу (1956-1964), оставившему неизгладимый след эффектным, страстным и убедительным исполнением симфонии Шостаковича. Потрясающим организатором был дирижер Виктор Барсов (1972-1983), создавший в 1981 году фестиваль оперной музыки имени Собинова. Возникает параллель с замечательным музыкальным Собиновским фестивалем, который проводит Саратовский академический театр оперы и балета. Но Леонид Витальевич – уроженец Ярославля и в Саратов приезжал петь в третьей в России (после Санкт-Петербургской и Московской!) Саратовской консерватории, которой, кстати, в этом году исполняется 100 лет.
Среди дорогих оркестру и публике Ярославля имен – великолепный мастер Павел Ядых, представлявший серьёзные и разнообразные программы, в которых была музыка Стравинского, Брамса и т.д. В 80-е оркестром руководил народный артист России, профессор, дважды лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Владимир Понькин. В числе ярких дирижеров ЯАСО был Игорь Головчин, ученик Кирилла Кондрашина. К сожалению, он рано ушел из жизни, но память о нем живет в коллективе. Иногда оркестр посвящает концерты памяти своих дирижеров, в том числе Юрию Арановичу и Игорю Головчину. В фойе Концертного зала Дома Союзов разместилась экспозиция из Музея истории города Ярославля, в которой были представлены экспонаты, посвященные становлению одного из прославленных музыкальных коллективов России: фотографии.
В первом отделении концерта оркестр исполнял Пятую симфонию Чайковского, написанную в 1888 году и посвященную основателю Гамбургского филармонического общества Теодору Аве-Лаллеману – организатору европейских гастролей композитора. Во втором – прозвучала национальная и очень современная одночастная симфония №5 армянского композитора Авета Тертеряна (1929-1994), написанная в 1978 году по заказу оркестра Гевандхауса. Мурад Атаевич впервые услышал её в 1982 году в записи по телевизору из Большого зала Московской консерватории, где проходил авторский вечер Тертеряна. Ею дирижировал Геннадий Николаевич Рождественский. Ему и была посвящена эта симфония.
Оказалось, что Авет Тертерян каждую симфонию посвящал исполнявшему её дирижеру. Так, четвертая посвящалась армянскому дирижеру Давиду Ханджяну; шестая – дирижеру Большого театра Александру Лазареву. А восьмая, последняя, была посвящена Мураду Аннамамедову – дирижеру, которому композитор подарил в конце своей жизни все свои партитуры…
Чтобы исполнить симфонию №5 на фестивале, пришлось увеличить состав ярославского оркестра за счет дополнительных труб, ударных инструментов и валторнистов и пригласить профессионального музыканта для игры на кяманчи. Самое уникальное в произведении Тертеряна, – по словам Мурада Аннамамедова, – звучание «нежной, но такой властной и убедительной армянской кяманчи на фоне большого симфонического оркестра». Это позволяет слушателю ощутить в музыке пространство и время, а также хрупкий, но важный голос Родины. Ударные инструменты демонстрируют историческую стихию, когда один рок наступает за другим. А благодаря тянущейся мелодии у кяманчи и гобоя, у группы вторых скрипок и всей меди включительно, музыкальное произведение вызывает возвышенные чувства. Вдобавок, их усиливают колокольные звоны: радостные и счастливые, трагические и похоронные.
«Тонкое» соло на старинном струнном смычковом инструменте – кяманчи блистательно исполнял Акоп Халатян из Ансамбля народных инструментов имени Арама Мерангуляна Гостелерадио Армении. До этого он играл эту симфонию три раза. В первый в 1999 году, когда выступал с симфоническим оркестром Нижегородской филармонии под управлением дирижера Александра Скульского в Нижнем Новгороде. Второй – в 2009-м с симфоническим оркестром Еревана под руководством дирижера из Германии Пьера Поннеля. А третий – недавно, 29 мая, на закрытии сезона ЯАСО в Ярославле. Музыкант гордится тем, что в прошлом году, в сентябре, в День независимости Армении он играл на кяманчи, поднявшись на смотровую площадку горы Арарат, расположенную на высоте 1165 метров над уровнем моря.
На концерте ЯАСО присутствовал сын Авета Тертеряна – музыковед, проректор Ереванской государственной консерватории им. Комитаса Рубен Тертерян. Он считает, что Мурад Атаевич Аннамамедов смог почувствовать в Пятой симфонии дух времени и передал всю масштабность произведения композитора, в котором будущее соединяется с прошлым, Космос с Землей, а Восток с Западом…
Алла Буловинова
Родная газета