Концерт-портрет Лютославского стал третьей программой цикла "Современная польская музыка", приуроченного к сезону польской культуры в России. Предполагалось построить цикл по хронологическому принципу: начать с главного польского композитора первой трети ХХ века Кароля Шимановского, продолжить классиками второй половины века – Витольдом Лютославским и Кшиштофом Пендерецким и завершить теми, кто определяет лицо польской музыки сегодня. Однако ввиду недавнего приезда Пендерецкого в Москву первый вечер цикла решили посвятить ему, а затем вернуться назад к Шимановскому, чьи произведения звучали во втором концерте цикла.
Впрочем, кто более современен из двух польских классиков – вопрос открытый: если многие опусы Пендерецкого явно принадлежат тому времени, когда были написаны, то сочинения Шимановского и сегодня звучат шокирующе свежо. К ним близки и ранние произведения Лютославского – например, открывший вечер в РЗК фортепианный цикл "Буколики", переложенный автором для ансамбля, или "Танцевальные прелюдии" для кларнета и камерного оркестра. Трудно угадать в авторе этих сочинений будущего авангардиста – здесь Лютославский работает в русле неоклассицистского осмысления фольклора, то есть продолжает линию не только Шимановского, но и Бартока. При этом нельзя сказать о прямом сходстве – Лютославский уже на раннем этапе вполне узнаваем и индивидуален.
Позже композитор занялся освоением 12-тоновой техники: яркий пример – пьеса "Grave: Metamorphoses", которую исполнили Ольга Галочкина (виолончель) и Мона Хаба (фортепиано). Виолончель в этом сочинении звучит проникновенно, на грани старомодности: подобную виолончельную партию легко было бы представить себе в образцовой романтической сонате, если бы не фортепианный аккомпанемент, как будто написанный на 100 лет позже и существующий в другом измерении.
Одно из открытий Лютославского – метод "ограниченной и контролируемой алеаторики", когда новые выразительные эффекты возникают благодаря относительной свободе исполнительской воли. К сочинениям, созданным в такой технике, относится Струнный квартет, также исполненный на вечере в консерватории, впрочем, с начала 1960-х годов Лютославский применял этот метод в большинстве своих опусов. Среди них особое место занимает Концерт для виолончели с оркестром. Передовое сочинение своего времени (1970), сегодня оно воспринимается как часть великой традиции инструментального концерта, где конфликт солиста и оркестра изображен с театральной выразительностью.
Один из лучших интерпретаторов концерта – российская виолончелистка Наталия Гутман, которая в течение многих лет не имеет возможности сыграть сочинение в Москве: концертные организации опасаются, что публика на Лютославского не придет. Решить этот вопрос можно лишь одним образом – исполнять современную классику чаще, что и делает ансамбль "Студия новой музыки". Следующий концерт цикла "Современная польская музыка" состоится в ноябре в рамках фестиваля "Московская осень".
ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ, "Газета"