Сначала несколько чисто фактических сведений. 90 музыкантов, вышедших 19 октября на сцену зала Генри Крауна в "Театрон Иерушалаим", были посланцами оркестров со всего мира. В списке представляемых ими коллективов значились такие гранды, как оркестр нью-йоркской "Метрополитен Опера" и американские оркестры из Филадельфии, Питтсбурга и Чикаго, лондонские Королевский филармонический, просто филармонический и симфонический оркестры, Берлинский филармонический, "Де Пари", "Концертгебау" из Амстердама и оркестр театра "Ля Монне" из Брюсселя, оркестр Мариинской оперы из Петербурга и Новосибирский филармонический, а также оркестры из Тбилиси и Таллина, Сан-Пауло и Осаки, Ливерпуля и Франкфурта, Праги и Братиславы… Полное перечисление всех не оставило бы места ни для чего другого. Наиболее внушительно по понятным обстоятельствам была представлена "страна пребывания". В первоначальном списке мы увидели шесть ведущих музыкантов Израильского филармонического оркестра, флейтистку из Израильской камераты и валторнистку из Ришонского оркестра. В последний момент к ним добавились еще две скрипачки из ИФО и два виолончелиста из Иерусалимского симфонического оркестра, заменившие по каким-то причинам не приехавших зарубежных коллег. Кроме них были трое израильтян, играющих в международном "Западно-Восточном диване" Баренбойма, а заодно и их арабский коллега из Иордании. |
Судя по качеству звучания, отбор велся отнюдь не по принципу "всем (нац)сестрам по серьгам". Собрались действительно лучшие, настоящая оркестровая элита. Но зато внутри этой сборной команды царствовала подлинная демократия. После каждого произведения музыканты менялись местами, и те, кто только что сидел за последним пультом группы, могли оказаться на первом. Каждый оркестрант играл с энтузиазмом человека, желающего доказать, что его не зря пригласили в эту отборную компанию. Поэтому, характеризуя игру World Orchestra for Peace в этот вечер, эпитеты можно без стеснения употреблять только в превосходных степенях. Мощная, соперничающая по блеску с трубами, и в то же время необыкновенно певучая струнная группа. Яркая, но истинно благородная медь. Деревянные духовые – один другого лучше. И голоса всех этих оркестровых солистов высшей пробы сливались в таком упоительном ансамбле, который не часто встретишь даже в постоянных коллективах, выступающих вместе не один год. Мы убедились, что музыканты, если они настоящие профессионалы да вдобавок еще и энтузиасты своего искусства, действительно способны понимать друг друга без лишних слов и на несколько часов превратиться в единую семью, где нет зависти и распрей, где каждый счастлив своим местом под солнцем и не претендует на чужое. |
Концерт начался без привычных для мероприятий с "идеологической нагрузкой" вступительных речей. Правда, написанная по заказу дирекции оркестра пьеса "Три пути к миру" английского композитора Роксаны Пануфник (родом из Польши) отчасти должна была напомнить о главной идее оркестра, созданного 13 лет назад выдающимся дирижером, сэром Джорджем Шолти. Но композитор сделала это, главным образом, в программном описании, опубликованном в буклете (в котором госпожа Пануфник политкорректно упомянула, что мусульмане полагают, будто праотец монотеистических религий Авраам собирался принести в жертву не Ицхака, а Ишмаэля, забыв добавить, что они выяснили это только в VII веке новой эры). Сама музыка имела лишь косвенное отношение к эсхатологической истории жертвоприношения Авраама. Звуковая картина скорее напоминала этнографические зарисовки, в которых автор с большой ловкостью соединила пестрый конгломерат интонаций – еврейских, турецких, украинских, английских, цыганских… Варево в целом оказалось довольно пряным, но вполне съедобным на вкус. К тому же Пануфник использовала саму идею "оркестра солистов", поручив сольные куски практически всем инструментам и дав просолировать музыкантам с последних пультов струнных групп. |
Далее оркестр показал все свои лучшие качества в трех фрагментах из музыки Мендельсона к шекспировскому "Сну в летнюю ночь". Правда, Валерий Гергиев чуточку перебрал с почти вагнеровским оркестровым напором в кульминациях, особенно в "Свадебном марше" (ненавистник "еврейства в музыке", наверное, перевернулся в гробу!), но в целом все звучало с таким шармом и такой виртуозной победительностью, что можно было только восхищаться. |
Главной же победой этого вечера стала исполненная во втором отделении 5-я симфония Малера. Здесь Валерий Гергиев убедительно доказал, что является ныне не только одним из самых харизматичных дирижеров наших дней, но и весьма глубоким и тонким интерпретатором. И что еще более важно, музыкантом, умеющим не просто преподнести, а пережить играемую музыку. Право, можно было бы написать целый трактат, смакуя детали исполнения, но это задача не для газетной страницы. Упомяну лишь совершенно упоительную четвертую часть, "Адажиетто", где струнные своим нездешним пением заставили забыть обо всем… |
Однако действительность – подлая штука. Она напоминает о себе звонком мобильного телефона в момент, когда истаивают божественные звуки. Она примазывается к музыкальному празднику буклетной фотографией спонсора, щедрой рукой поддержавшего концерт и даже выделившего часть билетов для русскоязычной общины (!) бесплатно, но не удержавшегося от саморекламы как раз накануне выборов мэра Иерусалима, одним из кандидатов на должность которого наш вроде бы бескорыстный меценат является. Она… |
А впрочем, пусть о действительности пишут другие. Я же – о том, что на два с половиной часа мы от нее все-таки оторвались. За что спасибо музыкантам, собравшимся в Иерусалиме со всего мира. В этот вечер мир здесь и царил. В отдельно взятом зале. |
Виктор Лихт ("Вести"), Портал "Наутилус" |
Кстати