Под открытым небом, с которого накрапывал дождь, труппа исполнила увертюру к опере "Руслан и Людмила" Глинки, потом зрительский слух ублажила ария Лауретты из "Джанни Скикки" Пуччини. А далее уже пели не только артисты, но и все присутствующие, в том числе и рабочие на строительных лесах, – "Марш монтажников" Щедрина, "Моя Москва" Дунаевского. Несмотря на строительную пыль и неудобства, энергия публики буквально "зашкаливала" – журналисты, театралы, артисты, фанаты театра.
Маэстро Дмитрий Бертман, бессменный художественный руководитель театра, прямо из котлована объявил, что "Геликон-опера" открывает 24-й театральный сезон! Облик народного артиста России Бертмана в необычном интерьере выглядел почти мистически – неужели в Москву пожаловал булгаковский Воланд! Но любители-театралы да и музыкальные критики знают: ни один спектакль "Геликона" не обходится без какой-то лукавой чертовщинки…
На импровизированной пресс-конференции Бертман сообщил, что вложил в фундамент театра капсулу, где отражена вся история "Геликона". Бетон, как материал, может существовать более трех веков, поэтому "об искусстве нашего времени узнают потомки". А это так важно сейчас – поддерживать нынешнюю культуру и думать о ее будущем.
Далеко не ординарное действо, о котором идет речь, происходило в центре Москвы, на Большой Никитской, где уже около семи лет идет капитальная реконструкция нового театрального помещения "Геликон оперы" – старинного особняка княгини Шаховской. Пока же "Геликон" ютится в бывшем помещении театра "Et cetera" Александра Калягина. Столь эпатажным открытием сезона "Геликон-опера" напоминает строителям о том, как ей нужен новый театр, где креативный коллектив мог бы в полную силу осуществлять свои яркие творческие затеи.
Бытует легенда, что княгиня Шаховская, обидевшись на своих родственников, никому не завещала свой особняк. В разное время там обитали театр Таирова, труппа известного оперного деятеля Зимина и даже проводился конкурс Чайковского. То есть, в этом здании долго горел священный очаг культуры. Творческий коллектив "Геликона", его поклонники надеются, что следующий, 25-й сезон, театр все же откроет в особняке княгини Шаховской, который всегда славился прекрасной акустикой и светлой аурой.
Бертман создал театр "Геликон-опера" в 1990-м, когда ему было всего 22 года. И сразу особняк Шеховской превратился в пространство колдовского лицедейства. Откуда пришло название театра? Геликон – гора Солнца в Древней Греции. Там собирались Аполлон и Музы, царили любовь и искусство. Эта говорящая символика, солнечная энергетика работают, подпитывают неповторимый коллектив "Геликона". А может, помогает еще и уникальная аура дома Шаховской? Всё же здесь бывали Чайковский, Пушкин, Дебюсси, Рахманинов…
Театр "Геликон-опера" вырос из дипломного спектакля "Мавра" Стравинского, который поставили студенты ГИТИСа . Постановщиком был выпускник Дмитрий Бертман. Однокурсники не расстались, они перенесли спектакль на площадку появившегося на свет "Геликона". И оказалось, что можно, сохраняя верность произведениям великих мастеров оперы, прочесть их в новой манере, сделать достоянием не только элиты, но и широкой публики.
Сегодня Дмитрия Бертмана называют законодателем театральной моды. В "Геликоне" никокгда не истощаются придумки режиссера, приколы дирижера, изыски художников. Но главное – в театре есть кураж, как и особенная атмосфера, ради которой сюда и приходит зритель.
Последняя увиденная мной в "Геликоне" постановка называется "Back in USSR" ("Назад в СССР"). Открывается она "Увертюрой" Исаака Дунаевского к кинофильму "Дети капитана Гранта". Потом звучат "Марш высотников" Щедрина, "Марш энтузиастов" Дунаевского, чудесные песни середины прошлого века – "В городском саду играет духовой оркестр", "Как много девушек хороших", "Широка страна моя родная" и многие другие. Заключительный аккорд – "До свиданья, москвичи, доброй ночи"…
Новый сезон театра открывается премьерой оперы Верди "Бал-Маскарад". Первые два дня дирижировать будет итальянский маэстро Симоне Фермани, единственный прямой потомок Джузеппе Верди. Эта опера открывает фестиваль WAGNER/VERDI, посвященный юбилеям двух великих оперных композиторов – Рихарда Вагнера и Джузеппе Верди.
В афише театра"Геликон-опера" – два спектакля на музыку Вагнера: его единственная комическая опера "Запрет на любовь" и премьера сезона – спектакль "WWW.NIBELUNGOPERA.RU", включивший вокальные и симфонические фрагменты из всех его тринадцати опер. "Геликон" может говорить и о солидном вердиевском репертуар: "Аида", "Травиата", "Макбет", "Набукко","Фальстаф", а также редко исполняемый "Гимн наций".
В середине сентября 150 геликоновцев отправятся в Бангкок (Таиланд), где на крупнейшем ХV Международном фестивале музыки представят "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Севильского цирюльника" Россини, дадут симфонический концерт, а также примут участие в проекте "10 теноров" из Австралии. В октябре "Геликон" будет участвовать в ежегодном Фестивале искусств "Серебряные крылья" и откроет этот форум спектаклем "Калинка-Опера". В последний день октября на сцене театра Эстрады состоится премьера концертной программы "Любовь навсегда". Прозвучат мировые романтические хиты Элтона Джона. Работу над оригинальными аранжировками этих произведений ведет композитор Кирилл Уманский.
В начале ноября, 8 и 9 числа, в заглавной партии оперы Джея Риза "Распутин" выступит один из победителей Первого международного конкурса молодых оперных режиссеров "НАНО-опера" бас Георгий Дмитриев. В московском Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в исполнении труппы театра прозвучит "Реквием" Моцарта. Выступления в храме стали традиционными и вызывают большой интерес у любителей классической музыки. Спектакль "Московских окон негасимый свет…" пройдет на сцене театра "Новая опера" 11 ноября. Это – совместный проект Департамента культуры Москвы, "Геликона" и "Новой оперы", посвященный 100-летию композитора Тихона Хренникова.
Лилия Ковалева, "InfoRos"