В данном случае это была «Увертюра на русские темы» Николая Голованова (1891–1953), в течение многих лет служившего главным дирижером Большого театра и бывшего еще и мастеровитым композитором. Для Плетнева это сейчас специальным образом интересная фигура, и «Увертюру» оркестр недавно много играл на гастролях в Японии, и в Москве повторит ее исполнение на концерте 19 декабря. Вещь стоит того — из русских тем заковыристыми ювелирными штрихами в ней вышиваются Дебюсси, Равель, Стравинский, но целое не теряет своеобразия, оркестр искрит и демонстрирует великолепную форму.
Каковая, собственно, стала главным впечатлением фестиваля. В неидеальной для симфонических концертов акустике Новой сцены Большого театра в эту неделю РНО звучал просто превосходно. И если в номерах с солистами-инструменталистами (их выбор представляется самым загадочным звеном фестивальной программы) и в балете речь шла в основном о деликатности и пластичности аккомпанемента, то в остальной части фестиваля РНО показал разнообразие, невозможную тонкость и роскошь оркестрового мастерства.
После симфоний Чайковского и «Волшебной флейты» (см. "Время новостей" от 10 сентября), после Второй симфонии Шумана, сыгранной в безупречном стиле, изящно и собранно по форме и звуку, на фестивале был «Пер Гюнт» — полная версия григовской музыки, собранная Плетневым из разных источников. И пожалуй, это была лучшая игра оркестра за все последнее время. Все вместе — партитура, потрясающая игра оркестра, отменное пение Мининского хора и солистов (Инга Кална, Игорь Головатенко), послушный дирижеру Василий Лановой в роли чтеца, сделавший свою часть работы тонко, музыкально и выразительно, а также изящная литературная работа концертмейстера оркестра Алексея Бруни, «адаптировавшего» текст драмы Ибсена к концерту, — сделало этот вечер претендентом на неофициальный титул лучшего концерта как минимум сезона.
Вообще, в щедрой серии довольно разноплановых фестивальных событий внутренняя конкуренция оказалась до крайности сильной. В «спецпроекте фестиваля» — концерте солистов оркестра и кларнетиста Майкла Коллинза — плетневские музыканты показали индивидуальную умелость и камерную изысканность. В балете Гордона Гетти «Заклятие рода Эшеров» (постановка Владимира Васильева, солисты — Анжелина Воронцова, Ян Годовский и Артем Овчаренко) публике представилась возможность получить удовольствие от немудреного, но милого и эффектного действа. Премьера сюиты из музыки к балету «Лебединое озеро», собранной Плетневым по авторским рукописям, стала не только громкой, но и удивительно строгой. Выступления солистов-пианистов — нервно-манерного интеллектуала Стивена Хафа с Первым концертом Чайковского и прямодушного вундеркинда Конрада Тао с Двадцатым концертом Моцарта — интриговали сильно, но разочаровали многих. Напомним о волшебно сделанной «Флейте», безупречных симфониях Чайковского и еще раз — об «осветленном» фирменным плетневским стилем Шумане. И эту неслабую фестивальную дистанцию, делающую честь РНО, его дирижеру и художественному руководителю фестиваля, выиграл все-таки «Пер Гюнт». Можно сказать, что версия музыкально-драматического «Пер Гюнта» — вся, от красоты замысла до нежности фразировки, от выразительности текста до тонкости окраски звука, — совершенно выдающегося свойства и требует не только концертного повторения, но и хорошей записи.
Юлия БЕДЕРОВА, "Время новостей"