К "Тристану" за этот год Даниэль Баренбойм обратился уже в третий раз. В декабре 2007 года "Тристан" стал первой работой маэстро на посту главного приглашенного дирижера в миланском театре "Ла Скала". Режиссером выступил Патрис Шеро, в свое время работавший над постановкой "Кольца нибелунга" на вагнеровском фестивале в Байройте. Там же имя Даниэля Баренбойма активно муссировалось в числе возможных преемников поменявшегося летом фестивального руководства.
А три месяца назад Баренбойм дирижировал тремя представлениями "Тристана" в берлинской государственной опере "Унтер-ден-Линден", постановщиком был Гарри Купфер. Несколько солистов, певших в берлинском спектакле, приехали и в Нью-Йорк, в том числе шведка Катарина Далайман – Изольда (в "Ла Скала" эта роль досталась Вальтрауд Майер, слывущей лучшей Изольдой наших дней).
Вообще, для Баренбойма частое обращение к "Тристану" не случайность. Вагнер – абсолютно его композитор, отстаивать исполнение музыки которого Баренбойм не побоялся даже в Израиле, где Вагнер табуирован как любимый композитор нацистов. Был скандал. Но вызов, сделанный Баренбоймом, оказался существеннее.
Дирижируя любой оперой Вагнера, будь то "Тристан" или "Парсифаль", Баренбойм выстраивает в оркестре настоящий музыкальный спектакль, параллельный тому, что разворачивается на сцене. Вагнеровскую музыку, которая для многих является синонимом большого, громкого оркестра, маэстро преподносит почти как камерную, стараясь "вочеловечить" каждый ее нюанс.
Доказательством того, что выбор "Тристана" для дебюта маэстро в "Метрополитен" стопроцентно точен, стала грандиозная овация, завершавшая первый из шести спектаклей премьерного блока.
Постановка режиссера Дитера Дорна была впервые представлена на этой сцене еще в 1999 году, просто сейчас она зазвучала по-новому. Партию Тристана спел немецкий тенор Петер Зайферт, а в роли третьего участника любовного треугольника, короля Марка, на сцену вышел один из крупнейших оперных певцов – бас Рене Папе.
"Главное, что я помню о своем первом обращении к "Тристану", – это страх, – признался Баренбойм незадолго до премьеры. – Это было 30 лет назад, я работал в опере в четвертый или пятый раз, и Вагнер оказался для меня абсолютно новым опытом. Он во многих отношениях переменил мою жизнь. "Тристан" – не о любви, а о смерти. Опера заставляет задуматься о неизбежности смерти и о том, как мы собираемся прожить время, отделяющее нас от этого момента".
Последний из спектаклей нынешней серии состоится 20 декабря. А за неделю до того Баренбойм даст в "Метрополитен" сольный концерт, чего здесь не случалось около 20 лет, со времен Владимира Горовица.
АРКАДИЙ КЛЫКОВ, "Газета"