Идею тюменской оперы хоронят и вновь выкапывают. Очередная эксгумация случилась семь лет назад.
Премьеру «Алеко» сыграли силами местных вокалистов и сборного оркестра во Дворце культуры «Нефтяник».
Публика понимала, что присутствует при историческом событии, и только это помогло ей выдержать спектакль до финала.
Дирижер и худрук филармонического оркестра Антон Шароев оказался настойчивее и хитрее предшественников. Он не утверждал, что оперный театр в полном объеме нужно создать прямо сейчас, не отходя от кассы.
Обрисовал перспективу. Сначала одноактовки с приглашенными солистами. Затем оперная студия. Студия перерастет в настоящий театр, лет через пять.
До открытия театра «Пикколо» в органном зале филармонии Антон Шароев предпринял несколько оперных попыток: «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Человеческий голос» Ф. Пуленка, номера из «Евгения Онегина» П. Чайковского.
Посыпались критические отзывы: оперы местного производства звучат жалко, выглядят еще жальче.
Тюмень, к огорчению меломанов, не богата классическим вокалом. Зато здесь не мелеет поток энтузиастов. Они будоражат общественность все новыми и новыми культурными проектами. Шароев как раз энтузиаст, причем занудливый. Движется к цели, не слушая возражений. Самые упертые оппоненты поняли: легче открыть оперный театр, чем объяснять, почему не нужно его открывать.
Во втором варианте «Человеческого голоса», приготовленном специально для «Пикколо», партию героини спела Оксана Дегтярева из Магнитогорска.
Героиня ждет телефонного звонка от любовника. Говорит с ним, сначала в реальности, затем в своем воображении. Понятно, что ее бросили, она страдает. Голос Дегтяревой четко отразил амплитуду чувства, нюансы переживания любовной драмы.
Однако было заметно, что с певицей поработал режиссер. Она металась по сцене, принимала вычурные позы на двуспальной кровати, застеленной блестящими тканями. Гармония не сложилась из-за картинки. Публике следовало закрыть глаза на пошловатую внешность оперы. В целом «Человеческий голос» – удачная постановка. Антон Шароев доказал, что в Тюмени можно создать качественную оперу – без скидок на провинциальность.
Следом сыграли вторую версию «Служанки-госпожи». В роли Серпины по-прежнему тюменка Анна Сукманюк. Она старалась изо всех сил, но результат ее усилий, мягко говоря, не впечатлял. Тот же домашний театр, только чуть приукрашенный.
Центр постановки сместился к доктору Уберто, исполненному Владимиром Огневым, солистом Большого театра и Парижской национальной оперы. Огнев режиссировал «Служанку». Никаких особых изысков в его режиссуре не было, но спектакль наполнился свободой, легкостью, беспечным смехом.
Вокалист Огнев радовал публику комическими пассажами, пел без натуги.
Приглашенные артисты дотянули тюменскую оперу до профессионального уровня. «Одеть» спектакли помогли спонсоры. Филармония предоставила помещение.
«Пикколо» может претендовать на гранты, получать заказы от Комитета по культуре, но пока не слышно о шагах в этом направлении. О новой постановке тоже ничего не известно.
Вряд ли Антон Шароев отступится от своей идеи. Первым слушателям он заявил, что существует много опер нужного формата, репертуар новому театру обеспечен надолго вперед. Скептики похмыкали. Знатоки припомнили подобный опыт: в 1919 году в губернском городе Т. случилась оперная антреприза, на ней-то все и заглохло.
Появление «Пикколо» не вызвало бурных восторгов или яростного сопротивления. Реакция сводится к осторожно-равнодушному «посмотрим». Театр оперы через пять лет? Будем живы – не помрем.
Елизавета Ганопольская “Взгляд”