Сергей Саратовский — нечастый гость в родном Петрозаводске, посему было вдвойне приятно провести этот вечер в его компании. Ловишь себя на мысли, что испытываешь особую гордость и волнение, когда идёшь на концерт признанного мастера, зная, что он – твой соотечественник. И голову держишь выше, и спину прямо, будто ты сам добился таких успехов, ну, или хотя бы рядом присутствовал, пока человек шёл к вершине. Но ведь это и хорошо, это в своём роде проявление патриотизма. Мы не Москва, поэтому заслуженных-перезаслуженных персон можно по пальцам пересчитать. Мы знаем имя Нины Раутио, покорившей сцену театра «Ла Скала», мы знаем Наталью Миронову – солистку Мариинского театра, мы знаем наших спортсменов-гимнастов, успешно выступавших на Олимпиаде в Лондоне, а теперь вот Сергей Саратовский — доктор музыкальных искусств престижного Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада).
Сегодня он русско-канадский пианист, известный в России и за рубежом как мощно-самобытный и необычайно тонко чувствующий музыкант. Стипендия Президента России Владимира Путина стала признанием музыкальных заслуг Сергея на родине, в Канаде таким признанием явилось выступление музыканта в присутствии генерал-губернатора Микаэль Жан.
Сложнейшая программа концерта добавляла почти спортивного азарта пианистам в зале: «Ну, попробуй осилить, а мы пока посчитаем все ноты «мимо». А мимо-то и не было. Дело в том, что «12 трансцендентных этюдов» Сергея Ляпунова на сцене филармонии если и исполняли, то точно до моего появления на свет, это феерические по технике и не самые популярные у пианистов произведения. Потому что очень сложные. Сознание взрослых музыкантов таково, что они где-то на инстинктивном уровне — если позволили бы исполнить сложные произведения, то, например, Рихтеру или самом Ляпунову, но уж точно не тридцатилетнему скромному парнишке. А он смог. Смог и тончайше нарисовать картины импрессиониста Равеля, и дослушать до последнего обертона каждую ноту в Бетховене, порвать струны на Рахманинове.
Кстати, о порванных струнах. Когда выступают мастера вроде Петрова или Мацуева, то за кулисами непременно сидит настройщик с чемоданчиком инструментов, который в антракте несётся к роялю и приводит его в порядок (колки, струны и т.д. ), а тут никого не было (как версия — к молодым соотечественникам отношение не очень серьёзное), поэтому исполненный на бис Шопен звенел порванными струнами, как апрельская капель. Но и это не главное. Главное, что та публика, которая пришла послушать Сергея, получила колоссальное удовольствие. Есть и те, кто ещё не знает, что выступление Сергея в обозримом будущем отразится на их судьбах, – это ученики Детской музыкально-хоровой школы Петрозаводска, где он сам когда-то учился. Сборы от каждого своего выступления в родном Петрозаводске музыкант передаёт в фонд школы для поощрения стипендиями лучших маленьких музыкантов.