В Псковском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина состоялся концерт симфонического оркестра Псковской областной филармонии. Дирижировал Брайан Хьюз (США).
Критиковать легко. Еще легче – не критиковать. За критику ведь можно и ответить. Промолчать всегда проще. Поэтому из двух зол выбираем третье и просто констатируем: с каждым новым концертом нашего оркестра количество зрителей в зале неумолимо сокращается.
Скоро, судя по всему, наступит равновесие. Число людей в зале и на сцене сравняется. Но это лишь при условии, что все музыканты филармонического оркестра останутся на месте. На фоне всего этого в Псков приезжает дирижер Брайан Хьюз из штата Висконсин…
В городе Мэдисон Брайан Хьюз (в псковских афишах названный Брайном Хьюгзом) работает ассистентом-наставником университетского оркестра. Средний уровень американских оркестров, тем более в городах Среднего Запада США, довольно высок. Так что псковичи могли надеяться, по крайней мере, на средний уровень исполнения. В общем, так оно и произошло. Впрочем, это смотря откуда вести отсчет.
Первым делом оркестр исполнил Симфонию № 2 Роберта Шумана. Это та самая симфония, на которую Шуман в свое время возлагал особые надежды. Не с точки зрения слушательского успеха, а с точки зрения психологической поддержки. Симфония № 2 – это своего рода антидепрессант. К Шуману в то время уже вплотную подступало безумие. И он от него пытался оттолкнуться. Прежде всего – оттолкнуться с помощью жизнерадостной музыки.
Но, похоже, Псковскому симфоническому оркестру в очередной раз не хватило репетиций. От исполнения некоторых частей шумановской симфонии можно было легко впасть в ту самую депрессию. Наиболее убедительно прозвучала только одна часть – скорбная. В ней чувствовалась неприкрытая правда. В остальных же трех частях ощущалась некоторая искусственность, напоминающая американскую улыбку. Это когда у тебя дом сгорел, жена ушла к другому, банк лопнул, но на вопрос: «Как дела?» – ты неизбежно отвечаешь: «Все о,кей!»
Во втором отделении звучала только американская музыка. И это было уже не столь грустно. В «Юбилейной увертюре» Джорджа Чедвига широкой американской душе есть где развернуться и свернуться. Юбилей, который имел в виду мистер Чедвиг, явно был круглый. Во всяком случае, так можно было подумать, слушая, как звучат многочисленные ударные.
Все это перемежалось нежными мелодичными звуками. Кажется, Брайану Хьюзу удалось убедить псковских музыкантов в том, что Джордж Чедвиг – достойный внимания композитор. И это действительно так.
А потом настал черед музыки Аарона Копленда. Этого композитора за океаном ценят еще и потому, что он помог академической американской музыке вырваться из-под диктата немецкой музыкальной традиции. Что не удивительно, учитывая происхождение его родителей. Копленд родился в Бруклине в семье эмигрантов из России, а наибольшее влияние на будущего американского классика оказал еще один русский эмигрант Игорь Стравинский.
В Пскове прозвучала сюита Аарона Копленда из балета «Билли-Кид», написанная в тот период, когда Копленд увлекся американским фольклором. Музыка эта – непростая, но эффектная, временами – внушительная, временами – беззащитная. Совсем как те фильмы, к которым Копленд позднее сочинял музыку.
Когда еще мы услышим творения Копленда и Чедвига в Пскове? Неизвестно. Но наш оркестр мы в скором времени услышим обязательно. Хотелось бы думать, что подготовка к новым концертам окажется более целенаправленной и продуманной. Хотя поверить в это трудно. Трудно, но можно.
Алексей Семенов, Псковское информационное бюро