По словам автора идеи проекта Виктории Коршуновой, заключается она прежде всего в том, чтобы сплавить жанр филармонического концерта и творческой встречи. На концертах можно услышать не только музыку, но и комментарии автора, а также задать вопросы и поучаствовать в дискуссии. К тому же произведения главного действующего лица дополняют сочинения его друзей и коллег, его окружения, что создает контекст его творчества. Презентация авторов-участников проекта целиком и полностью лежит на плечах Московского ансамбля современной музыки – коллектива, специализирующегося в этой самой непредсказуемой области музыкального искусства. Кстати, члены МАСМ за всю историю своего существования исполнили уже более 20 произведений Виктора Екимовского.
Надо сказать, что комментарии Екимовского – это не только комментарии композитора, в равной степени это и комментарии музыковеда (он, в частности, является автором первой отечественной монографии об Оливье Мессиане). Так что изучать творчество Екимовского необыкновенно легко – сам все расскажет и покажет. А лет десять назад композитор опубликовал увесистую "Автомонографию", по объему вполне соответствующую докторской диссертации, – чтобы музыкальные критики и журналисты не писали лишних глупостей о его музыке.
Виктор Екимовский известен тем, что каждое его произведение принципиально не повторяет предыдущее – это идея авангарда, доведенная до крайнего своего выражения. Однако со сцены композитор заявил буквально следующее: "Сейчас сказать что-либо новое практически невозможно, моя идея приказала долго жить… В области техники композиции все уже было придумано в конце прошлого века. Сейчас эпоха индивидуальных проектов, индивидуальных концепций, которые в плане музыкальной техники строятся из уже изобретенного".
Исполнялись сочинения Екимовского разных периодов. Сначала "Композиция 2" для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели 1969 года, где автор обращается к додекафонной технике – по тем временам это был прорыв. Затем – произведение 1971 года "Трио-соната da camera" для скрипки, виолончели и фортепиано, где схема старинной трио-сонаты ("Интрада" – "Аллеманда" – "Куранта" – "Сарабанда" – "Ария" – "Жига") наполняется новым содержанием, приемами и средствами музыкального языка ХХ века. Вероятно, не выдержав такого напряженного соединения старого и нового, у скрипача Михаила Болховитина лопнула струна, так что пришлось последние такты доигрывать на трех струнах. Сложность, конечно, не паганиниевская, но все же. Еще одно сочинение датировано 2003 годом и написано по мотивам известной сказки – "Принцесса уколола палец – и все королевство заснуло…" Это своеобразный инструментальный театр: после эффектного момента "укола" все королевство из пяти исполнителей сомнамбулично играет отдельные тянущиеся звуки на некоем сюрреалистическом электронном фоне, предполагается, что слушатели наконец не выдержат и зааплодируют. Но публика попалась слишком воспитанная и чинная, так что самим исполнителям пришлось изображать сонно-заторможенные аплодисменты.
Что касается окружения главного действующего лица, в этот раз в исполнении солистов Московского ансамбля современной музыки звучали сочинения недавно ушедшего близкого друга Екимовского Григория Воронова и двух молодых авторов – Олега Пайбердина и Мариуса Элии. "Внутренний пейзаж" Воронова – последнее произведение композитора, при жизни не оцененное по достоинству, одно из самых глубоких. Зато сочинения молодых, внешне яркие и интригующие, получили признание сразу же. Пьеса австрийца Мариуса Элии "EDESEDE 598" (имеется в виду монограмма Эдисона Денисова) удостоилась первой премии на композиторском Конкурсе имени Денисова в Томске, а фортепианная багатель "Haba" (посвященная исполнительнице, пианистке Моне Хаба) в нынешнем сезоне исполнялась уже второй раз – премьера состоялась на недавнем "Московском форуме".
Ирина Северина, газета "Культура"