Даже в Германии, которую можно считать родиной камерной музыки, продюсеры жалуются, что публика предпочитает те концерты, когда на сцене много музыкантов. А камерные вечера, пользуясь их профессиональным языком, продать трудно. До Москвы это веяние еще не дошло, концерт бородинцев был аншлаговым. Свою лепту в это внесли, конечно, и солисты. Услышать Квинтет Моцарта с Майклом Коллинзом – невероятное везение. В Европе их слышали не раз, в Москве впервые. С квартетом Бородина Коллинза связывают не только совместные выступления.
«Я был еще ребенком, когда услышал этот коллектив, знаменитый квартет Бородина, – рассказывает Майкл Коллинз. – Тогда в нем играл прекрасный виолончелист Валентин Берлинский. Я рос, слушая их записи. Позже мы стали выступать вместе. Сегодня очень волнующий момент».
На этот раз в программе Квинтет Моцарта, музыка, которую Коллинз знает более чем хорошо, играл сотни раз.
«Эта музыка удивительна тем, что каждый раз открывается в ней что-то новое, – отмечает Майкл Коллинз. – Моцарт писал Квинтет для своего друга Антона Штадлера, прекрасного кларнетиста. Сложная партия. Современные кларнеты более совершенны, но и на них трудно сыграть эти длинные моцартовские линии, длинное легато».
Еще одной сенсацией вечера стал Николай Луганский. Он принял участие в исполнении фортепианного квинтета Франка. Впервые это сочинение пианист исполнил ровно 20 лет в консерватории на экзамене по камерному классу.
«Тогда мы играли, это были пять разных музыкантов, у каждого свое расписание, свое видение, – говорит пианист. – Здесь квартет, при том, что 4 личности, это один инструмент».
Есть историческая запись, квартет Бородина – старый состав – исполняет Квинтет Франка со Святославом Рихтером, теперь новое прочтение – с Николаем Луганским, который считает это сочинение одним из главных шедевров романтической камерной музыки.
«Он и романтик, и философ, и мыслитель, и виртуоз, – говорит виолончелист Владимир Бальшин. – Луганский – свой собственный мир».