Последняя уфимская версия знаменитого классического произведения увидела свет благодаря блистательному творческому союзу. Режиссером-постановщиком выступил заслуженный деятель искусств России, лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" Георгий Исаакян, музыкальным руководителем и дирижером-постановщиком – заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат "Золотой маски" Александр Анисимов, художником-постановщиком – лауреат Госпремии Республики Беларусь и тоже "золотомасочник" Эрнст Гейдебрехт (Германия), с 1984 по 1990 год работавший главным художником Большого театра Белоруссии, а также молодой и подающий большие надежды хореограф Башкирского театра Ринат Абушахманов.
Премьера имела оглушительный успех. Определенную роль в этом сыграло и то, что партию хана Кончака исполнил знаменитый оперный бас – народный артист Башкортостана, а с недавних пор – министр культуры Республики Башкортостан Аскар Абдразаков. Искушенная уфимская публика с нетерпением ждала, каким будет новое прочтение эпического произведения, отличающегося, по мнению театральных критиков, определенной статичностью.
– Сказать новое слово в такой классике и хрестоматии, как "Князь Игорь", – амбициозная задача, и по молодости в этом направлении я неоднократно дерзал в театрах Америки, Франции и Беларуси, – рассказал корреспонденту "РГ" Александр Анисимов, для которого эта опера – в числе любимых. – Теперь же, с опытом, встают задачи посложнее: прочитать текст как можно ближе к замыслу композитора, с уважением и пиететом перелистывать страницы партитуры, редактированные великими композиторами Бородина – Римским-Корсаковым и Глазуновым. И все-таки то обстоятельство, что партитура оперы не закончена Бородиным, дает стимул для рождения и воплощения интересных идей и задумок. Я давно хотел осуществить свою давнюю мечту – донести свои идеи в содружестве с такими мастерами, как Георгий Исаакян и Эрнст Гейдебрехт.
Как бы ни говорили о приверженности к классике, как подчеркнул Георгий Исаакян, у современных художников всегда будет современное видение.
– Мы не можем поставить оперу Бородина такой, какой она была сто лет назад, для этого все реалии должны быть столетней давности. Поэтому ищем выход в культурологической игре с традициями древней русской иконописи, народного лубка и русского авангарда, – сказал он. – А костюмы Гейдебрехта можно выставлять как отдельное шоу.
Для придания спектаклю динамики постановщики применили кинематографический прием быстрой смены места действия, изменили и последовательность картин, а "Половецкие пляски" объединили с заключительной картиной оперы.
"Князь Игорь" – не единственный спектакль фестивальной афиши, в котором участвуют белорусские мастера искусств. Например, заглавную партию в опере "Иоланта" исполнила трижды дипломант Национального театрального фестиваля "Золотая маска" Ирина Крикунова, выступающая на сцене Большого театра Республики Беларусь.
Гульназ Данилова, "Российская газета"