Сто человек – оркестр Мариинского театра, а также сам маэстро объехали с концертами десять российских нестоличных городов. В Краснодаре нынешний фестиваль запомнят благодаря тому, что в городе впервые выступили вместе Валерий Гергиев и пианист Денис Мацуев.
Предконцертную встречу с журналистами (под разминочные пассажи Дениса Мацуева, долетавшие из-за дверей зала) начала вице-губернатор Кубани Галина Золина. Она сообщила, что в Краснодаре при партнерской поддержке маэстро будет построен новый театр оперы и балета. На вопрос "Живой Кубани", в чем будет выражаться партнерство, Валерий Гергиев поведал об отношениях Мариинского театра с крупнейшими театрами мира, сообщил о том, как ему довелось открывать театры в Пекине и Астрахани, а затем сказал: "Партнерства будет столько, сколько необходимо. Самое главное – не создать театр с плохой акустикой. Без акустики – это деньги на ветер".
"Губернатор Александр Ткачев считает, что все лучшее, что есть в России, должно быть на Кубани, – дополнила его ответ Галина Золина. – А совместные проекты с маэстро могут вылиться в будущем в большой "Гергиев-фест" на Кубани".
Маэстро уклонился от развития идеи будущего фестиваля. Но подчеркнул особые отношения с Краснодарским краем и напомнил, что является "едва ли не первым послом Олимпиады-2014".
После пресс-конференции в беседе с корреспондентом "Живой Кубани" Галина Золина сказала: "Валерий Гергиев действительно может привезти сюда многих звезд Мариинского театра, но пока наши технические возможности этого не позволяют. Надеемся, новый театр будет открыт к 2014 году".
Акустика в зале краснодарского Музыкального театра на случившемся концерте доказала, как городу нужен новый зал. Шум вентиляции отчасти заглушал для задних рядов то, что у музыкантов называется "пиано" ("тихо"). Передним рядам тоже оставалось предполагать, как во всей полноте может раскрываться звук одного из лучших в мире оркестров.
"Все до одного российские города нуждаются в настоящем концертном зале, – считает Гергиев. – Симфонические концерты в театрах – это всегда компромисс".
Остается гадать, будет ли в новом краснодарском театре оперы и балета специальный зал для симфонической музыки, о котором говорит маэстро.
Технической интригой концерта в Краснодаре стал поиск инструмента для Дениса Мацуева. Выступая в краевом центре в последний раз в Муниципальном органном зале, играя на имеющемся там рояле, он сказал: "Краснодару нужен новый рояль".
На этот раз инструмент был привезен из Краснодарского университета культуры и искусств. Его доставку по городу осуществляла специальная бригада из Москвы.
"Это Steinway & Sons, новый рояль, – сообщил заместитель гендиректора ТО "Премьера" Борис Коломиец. – Михаил Леванов, один из настройщиков, постоянно работающий с Мацуевым, прилетел за двое суток до концерта, чтобы создать так называемый "купол звука". Сегодня, в день концерта, он в театре с четырех часов утра. Сейчас рояль звучит как надо".
Зал на 1,4 тыс. мест был заполнен под завязку. Судя по отсутствию вокруг Музтеатра автобусов из других населенных пунктов, билеты разобрал город.
"Билеты закончились за неделю до концерта", – сообщили в кассе. При малой рекламе, надо отметить. В зале можно было встретить руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко, краснодарских дирижеров Александра Лавренюка и Андрея Лебедева. Губернатора не было.
Пасхальный фестиваль, хоть и идет в плотном гастрольном графике, но это не "чес". В разных городах играют новые солисты, исполняют новую программу, почти всегда она составлена в обход часто звучащих хитов. Гергиев не предлагает своей публике легких вечеров, его пасхальные концерты не сойдут за светские рауты: "Фестиваль отражает не только наше стремление повидать друзей. Мы стараемся вести публику через круг крупных композиторов". Переполненные залы доказывают, что люди готовы слушать непростую музыку, причем за приличные деньги: билеты в Краснодаре достигали 3 тыс. рублей.
Концерт в столице Кубани был особенно прекрасен в контексте недавнего выступления в городе Вадима Репина – скрипача, исполняющего музыку на лучших площадках мира (в том числе и с маэстро Гергиевым), но в Краснодаре выступившего с местным филармоническим оркестром. Поэтому блеск, который показал Денис Мацуев в Музтеатре, был таким алмазным, в том числе благодаря дуэту с отличным оркестром и великим дирижером.
После виртуозной "Пляски смерти" Листа и бурного концерта Прокофьева в исполнении Мацуева публика погрузилась в модернистскую и необычную для восприятия симфоническую сюиту Бартока "Чудесный апельсин". На бис Валерий Гергиев, как обещал, выдал "что-нибудь контрастное" (не объявил, но, кажется, Верди). Тут уж мэтр дирижировал цветами, публика встала, оркестранты улыбались.
"И я устаю, иногда бывает", – признался дирижер-продюсер. Петербург, Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Ярославль, Воронеж, Краснодар, Кисловодск, Ростов-на-Дону, Волгоград. 24-дневный Пасхальный фестиваль, вмещающий в общей сложности 150 камерных, симфонических, звонильных и оперных выступлений, будет завершен концертом 9 мая на Поклонной горе.
Анна ЧЕРВЯКОВА, ИА "Живая Кубань"