Прославленный российский балетмейстер Юрий Григорович завершил празднование своего 80-летнего юбилея в Лондоне, который по праву считается одной из мировых балетных столиц.
Как рассказал сам юбиляр во вторник на творческом вечере в российском культурном центре “Пушкинский дом”, празднования начались еще 10 января в Краснодаре, где в последние годы он возглавляет местную балетную школу и театр балета.
В них принимали участие все солисты краснодарского театра и звезды московского Большого театра, где Григорович работал в течение многих лет.
Затем, 18 января торжества продолжились на новой сцене Большого театра с участием звезд и кордебалета труппы Большого. Венцом празднований стал гала-вечер в лондонском Королевском театре оперы и балета Ковент-гарден в минувшее воскресенье, 28 января.
Артисты труппы Краснодарского театра балета исполнили специально созданные Григоровичем для этого вечера сюиты из трех любимых постановок балетмейстера – балетов “Спартак”, “Золотой век” и “Щелкунчик”.
К сожалению, из-за болезни в Лондон не смог приехать премьер Большого театра Николай Цискаридзе, который должен был исполнить партию Принца в сюите из балета “Щелкунчик”. Вместо него Принца танцевал ведущий солист Большого театра Александр Волчков.
Именно “Щелкунчик”, завершавший трехчасовой балетный вечер, вызвал наибольший восторг у публики.
“Это невероятно!”
– слышалось в зале.
Когда же на сцену вышел сам виновник торжества, зрители поднялись со своих мест и устроили балетмейстеру десятиминутную овацию. На сцену летели цветы, со всех сторон раздавались крики “Браво!”
“Это была такая радость и такое счастье, как публика нас принимала. Если зритель соучаствует в том, что я хочу рассказать, а я это чувствую всегда, когда искра попадает со сцены в зрительный зал, я знаю, что публика хочет это услышать и увидеть”,
– подвел итог вечеру балетмейстер.
Балетмейстеру было особенно приятно видеть свои постановки именно на сцене Ковент-гардена, поскольку в сезоне 1968-69 годов спектаклями “Спартак” и “Щелкунчик” он открывал гастроли Большого театра в лондонской Королевской опере.
“Для меня это большая честь, что я через столько лет возвратился и показал свои спектакли”,
– сказал Григорович.
Говоря же о балете “Золотой век” на музыку Дмитрия Шостаковича, российский хореограф не преминул вспомнить, что именно ему довелось первому восстановить на сцене балет, забытый на несколько десятилетий до этого из-за нападок советских критиков.
“После смерти Дмитрия Дмитриевича его вдова Ирина мне позвонила и сказала: я знаю, что вы хотели поставить “Золотой век”, так что ставьте”,
– вспоминает Григорович, который вскоре после этого получил от нее партитуру балета.
“Я очень жалею, что он (Шостакович) этой постановки не видел”,
– указал балетмейстер.
Комментируя по просьбе РИА Новости свои впечатления от возобновления сотрудничества с Большим театром, Юрий Григорович напомнил:
“Дело в том, что когда я ушел из Большого театра, часть моего репертуара тогдашние руководители сняли”.
Однако в последние три года, когда Григорович сотрудничает с московским театром в качестве приглашенного хореографа, на сцене Большого были восстановлены четыре его балета, в том числе и “Золотой век”.
“Сейчас в репертуаре Большого театра из 18 названий – девять моих, то есть половина репертуара: мои и редакции моих старых спектаклей, которые я считал нужным оставить”,
– пояснил хореограф.
Характеризуя современных танцовщиков, Григорович процитировал Пушкина, назвав их “племя молодое, незнакомое”. “Я вообще очень люблю молодежь”, – признался он.
“Вы знаете, это другие люди, они молоды, многое понимают иначе, многое трактуют иначе. С моей точки зрения, это очень сильные профессионалы, мне было просто с ними работать”,
– добавил Юрий Григорович.
В ответ на комплименты присутствующих о том, как хорошо он выглядит и насколько активен в своем творчестве, юбиляр пошутил:
“Когда мне исполнилось 80 лет, я подумал, что это как-то не так, мне гораздо больше нравится два раза по сорок – так спокойнее”.
Юрий Григорович ничего не имеет против экспериментов на балетной сцене.
“Театр – это и музей, и лаборатория”,
– указал он, добавив, что нужно стараться соблюсти баланс между традицией и современностью.
Балетмейстер гордится своим нынешним проектом в Краснодаре, где ему с помощью коллег удалось из небольшой труппы в 15 человек создать полноценный балетный коллектив.
“Первая задача у нас была – заложить фундамент, поставить мои шестнадцать балетов. В итоге поставлено четырнадцать из моих спектаклей, и мы каждый год много ставим – один-два спектакля”,
– рассказал хореограф.
“Мы много бываем за рубежом и не только за рубежом, выступаем в Волгограде, а по приглашению художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева уже в четвертый раз поедем на гастроли в Санкт-Петербург”,
– поделился своими творческими планами Григорович, который является коренным ленинградцем.
Александр Смотров, Мария Табак, РИА “Новости”