Отроки поразили собравшихся своей одаренностью, сложностью выбранных для исполнения произведений.
«Добрый вечер, дорогие любители музыки, сограждане. Сегодня – знаменательный день в жизни Владикавказа и республики», – с этих слов начал свою вступительную речь композитор, председатель Союза композиторов РСО-А Ацамаз Макоев.
Речь Ацамаза была программной. Он говорил о Владикавказе, как об островке высокого, классического искусства среди океана попсы, захлестнувшей мир. «Вопреки тому, что случилось с нашей страной», Владикавказ сохранил традиции, которые были заложены предыдущими поколениями. Именно эта духовная аура города дала возможность подарить миру великого Валерия Гергиева, идущего вслед за ним Тугана Сохиева…
Ацамаз назвал факторы городской среды, способствующие появлению плеяды блестящих дирижеров мирового уровня: во-первых, это наличие в городе симфонического оркестра, во-вторых, это такие музыканты, такие педагоги, как Анатолий Брискин, чье 85-летие мы недавно отметили в концертном зале его имени, и Тамерлан Хосроев.
Если Анатолий Брискин дал дорогу в большое искусство Валерию Гергиеву и Тугану Сохиеву, то Тамерлан Хосроев – Тимуру Зангиеву, Георгию Албегову и Хетагу Тедееву.
«Бог дал Тамерлану Хосроеву то, что не покупается: редкий дар – любовь к успехам других», – сказал о коллеге Ацамаз.
Первым учеником Тамерлана, как известно, был Тимур Зангиев.
Ацамаз честно признался, что был большим скептиком в отношении маленького дирижера и даже препятствовал этим, как ему тогда казалось «преждевременным» занятиям вундеркинда. «Но когда Тамерлан представил еще двух маленьких дирижеров, я сдался», – резюмировал он.
«Ни в одном регионе России нет такого, чтобы один раз в десять лет появлялись ТАКИЕ мальчики», – сказал он.
Ацамаз предложил поприветствовать Тамерлана Хосроева (аплодисменты в зале), а также представителей Владикавказской хоровой школы, на базе которой занимаются Георгий и Хетаг, – наших замечательных подвижниц Ольгу Джанаеву и Фатиму Туганову (аплодисменты в зале).
«Мамы у мальчиков удивительные», – продолжил он (аплодисменты в зале).
«Я хочу открыть вам еще один секрет, – сказал Ацамаз и сделал паузу, во время которой зал замер в ожидании. – Главный дирижер симфонического оркестра Северной Осетии, профессор Ростовской консерватории Валерий Владимирович Хлебников оставил сегодня все свои дела в Ростове, отменил занятия в консерватории и прибыл сюда, чтобы быть в этот знаменательный вечер с нами» (аплодисменты в зале).
За дирижерский пульт встал Валерий Хлебников и зазвучала увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки.
После этого состоялась очень трогательная церемония передачи дирижерских палочек.
Ацамаз вывел за руку Георгия и Хетага, и Валерий Хлебников передал им дирижерские палочки со словами, обращенными к залу: «В будущем вы будете с трудом покупать билеты на их концерты» (аплодисменты).
«Я присутствовал на репетициях и убедился, что ребята прекрасно знают партитуры, умеют работать с оркестром», – сказал он.
После церемонии передачи эстафеты от «наших старших к нашим младшим», на сцену вышла музыковед Елена Бидихова. Она объявила первое произведение: Людвиг Ван Бетховен. Симфония №1 до-мажор, в 4-х частях. За дирижерским пультом – Георгий Албегов.
Затем прозвучала увертюра к балету Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». За дирижерским пультом – Хетаг Тедеев.
Первое отделение закончилось под крики «браво» (Хетаг трогательно смотрелся с громадными букетами роз выше него ростом).
Елена Бидихова объявила десятиминутный антракт.
Второе отделение началось с рассказа Елены об исполняемом произведении – симфонической поэме Ацамаза Макоева «Театр». Говоря об Ацамазе как о «лирическом даровании с мягким осетинским колоритом», Елена Бидихова напомнила, что 15 лет он работал в Осетинском театре и написал музыку более чем к 51 спектаклю.
Свою симфоническую поэму «Театр» Ацамаз посвятил памяти Соломона Таутиева, этого гениального, незаслуженно забытого, безвременно ушедшего от нас Актера.
«Музыкальное приношение гениальному актеру» в трактовке Хетага Тедеева покорило чистой, легкой, парящей мелодией, какой-то запредельной поэтичностью, возвышенностью.
Когда в зале раздались аплодисменты, Хетаг сделал жест в сторону композитора, а потом пошел за ним и вывел Ацамаза на сцену (трогательный «перевертыш»: в первом отделении большой Ацамаз выводил за руку маленького Хетага, во втором – маленький Хетаг большого Ацамаза).
Затем Елена Бидихова объявила увертюру-фантазию Чайковского к «Ромео и Джульетте». Как известно, это произведение посвящено Балакиреву, который предложил Чайковскому эту идею. Впервые увертюрой-фантазией дирижировал Николай Рубинштейн. Это было, как известно, самое любимое произведение Петра Ильича. Сам он дважды им дирижировал.
Увертюра начинается с хорального звучания старинной мелодии, создающей атмосферу средневековья. Главная партия врывается внезапно, как шквал, как ураган.
Георгию Албегову удалось создать мистическую атмосферу в зале.
Было такое ощущение, что Чайковский и Шекспир незримо присутствуют здесь…
Мадина Тезиева, Осетинское Радио и Телевидение