На редких фотографиях – композитор Антон Рубинштейн и архитектор Владимир Николя. Они следят за стройкой здания Консерватории на месте Большого каменного театра, к тому времени пустовавшего уже три года.
В отделе рукописей библиотеки сохранилась партитура последнего сочинения Рубинштейна. Увертюра «К открытию здания Консерватории в Санкт-Петербурге» была исполнена в ноябре 1896 года. Однако по роковому стечению обстоятельств сам композитор ее так и не услышал: он умер за два года до этого.
Не увидел нового здания и ученик Рубинштейна – самый знаменитый выпускник Консерватории Петр Ильич Чайковский. В библиотеке сохранилась уникальная фотография, на которой музыкант позирует скульптору Илье Гинзбургу, и та самая скульптура.
«Вот это единственный прижизненный портрет – прижизненная скульптура Петра Ильича. Выполнена она за год до смерти композитора, и вот на этой редкой фотографии видно, как позирует Петр Ильич в мастерской у Гинзбурга, год 1892», – показывает основатель Музея истории Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Эра Барутчева.
Петербургская консерватория – это Римский-Корсаков, Сергей Прокофьев, Евгений Мравинский, Дмитрий Шостакович… Имена, известные всему миру.
«Это тот золотой фонд, на котором мы все учились, росли и который доказал совершенно феноменальную систему музыкального образования», – подчеркивает ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Михаил Гантварг.
Удивительно и то, как преподавали в Консерватории. Студентов готовили так, что даже мастера итальянской оперы говорили «Брависсимо!».
«Знаете, когда я приехала в Италию учиться, мой профессор сразу написал письмо моему преподавателю: "Вы знаете, мне вашу ученицу даже нечему учить! У нее абсолютно итальянская школа"», – рассказывает народная артистка СССР, оперная певица Ирина Богачева.
Русскую школу – композиторскую, дирижерскую, вокальную – и сейчас признают во всем мире. Выпускник Консерватории, ученик Ильи Мусина, а ныне художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, вспоминает, как впервые в своей жизни встал за дирижерский пульт.
«Я свой первый спектакль продирижировал не в Кировском театре, а в оперной студии Консерватории. "Кармен". Это был единственный мой опыт, но он мне помог, конечно. Было уже не так страшно дирижировать "Войну и мир" через несколько месяцев, когда я вошел сюда как ассистент», – признается маэстро.
Со времен Рубинштейна здание неоднократно перестраивали и перекрашивали. Мало кто знает, что исторический цвет – светло-горчичный, а не серый, как сейчас. Неизменным остались фасад, фойе, белая мраморная лестница, а вот Большой зал – театр оперы и балета – потерял свои краски. В советские годы убрали роскошный декор, хрустальные люстры.
«Стулья, которые здесь находились, были из липы, но они не сохранились. Так же, как и предметы лепного декора», – отмечает начальник административно-хозяйственного управления и капитального строительства Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Екатерина Товстенко.
Разрушили библиотеку и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Недавно в музыкальных классах расчистили стены, и под краской увидели росписи художника Андрея Рябушкина. Последовало смелое решение: воссоздать здание в его историческом виде – таким, как его задумывал Владимир Николя.