Обитатели берегов признались, что ничего подобного раньше слышать не доводилось.
Название "музыкальный фестиваль", пожалуй, только вводит в заблуждение. Это дань традиции, не более того. В Ярославле сегодня фестиваль музыкальных текстов — музыка во всех возможных формах существования. От колокольного звона — до инсталляций.
Брамс. Трио ми бемоль мажор для скрипки, альта и фортепиано — это было вчера. Музыка, живущая в интернет-пространстве, — самый интересный концерт сегодня. Огромное внимание к китайскому композитору Тань Дуню.
Из солнечного Пекина в ветреный Ярославль его доставил "ураган". Это было второе русское слово, после "спасибо", которое выучил маэстро. Накануне циклон накрыл город, сорвав крыши и утащив в Волгу столики из кафе. Синоптики пугали русским холодом, но Тань Дунь, который дирижировал лучшими оркестрами планеты, на фестиваль пригласил Юрий Башмет. В Ярославль композитор приехал играть и слушать.
В кроссовках и легком пиджаке. Гулять под грозовым небом в такой одежде довольно некомфортное занятие. Композитор всю дорогу грелся, энергично жестикулируя, и не прекращал улыбаться, оправдывая свою должность "посла культуры", на которую его назначили во время всемирной выставки в Шанхае.
Вдохновение Тань Дуня родом из китайской провинции Хунань. Свое получасовое симфоническое полотно "Смерть и огонь" он исполняет в Ярославле.
Оркестру приходится трудно: играют на морских камнях, автомобильных дисках. Эффект шума жизни проходит через несколько минут, когда музыканты начинают чувствовать друг друга. Привыкший к Шостаковичу и Глинке, симфонический оркестр "Новая Россия" композицию для интернет-портала YouTube.сom исполняет впервые.
Органическая музыка дает представление о китайской культуре, но коллективное ухо российской провинции по этому поводу дискомфорта не чувствует. Концептуальный концерт приближает к самой сути бытия, и совершенно четко осознаешь, за что Тань Дунь получил "Гремми" и "Оскара".