Симфонический оркестр Национальной радиокомпании крайне редко выступает на филармонической сцене, не выдерживая конкуренции с двумя главными музыкальными коллективами Киева – Национальным симфоническим оркестром и симфоническим оркестром Национальной филармонии. Во всевозможных совместных проектах оркестр Владимира Шейко чаще всего находится на втором, а то и на третьем плане, прячась за спины известных солистов, ансамблей или хоровых капелл.
Казалось, и на этот раз должно было произойти то же самое. Итальянский институт культуры в рамках проекта Terra dell`Arte привез в Киев музыкантов из итальянского Турина с внушающими уважение послужными списками. Дирижер Антонелло Готта преподает в Туринской консерватории, является членом жюри многих музыкальных конкурсов, а в 1989-1993 годах даже входил в состав музыкального совета при итальянском министерстве культуры. В рамках гастрольных туров он объездил Европу и США, записал более 40 альбомов музыкальной классики. Пианист Сандро Леоне начиная с 1977 года успел дать более 600 концертов в Италии, Германии, Франции, Швейцарии, России и Испании. Он часто выступает в составе камерных ансамблей. Сопрано Сантина Ланца в 1995-м стала лауреатом Международного конкурса имени Винченцо Беллини в Кальтанисетте. Следует отметить, что дирижер в молодости серьезно занимался композицией и игрой на фортепиано, певица окончила консерваторию по двум специальностям – вокал и фортепиано, а пианист с 2005 года возглавляет в Турине симфонический оркестр.
В оркестровых номерах (увертюра к опере "Тайный брак" Доменико Чимарозы, увертюра к опере "Севильский цирюльник" Джоаккино Россини, а также эпизоды из опер "Манон Леско" Джакомо Пуччини, "Макбет" Джузеппе Верди, "Джоконда" Амилькаре Понкьелли) темпераментный Антонелло Готта отслеживал лишь динамические контуры композиций, совершенно не обращая внимание на расползающиеся унисоны скрипок или набившую оскомину фальшь деревянных духовых.
Довольно странным для киевского дебюта оказался выбор пианиста Сандро Леоне. Концерт для фортепиано с оркестром Муцио Клементи по современным меркам вещь рафинированно-камерная и педагогически-прикладная (на сонатах Клементи ученики младших классов музыкальных школ осваивают игру на фортепиано). Манера исполнения господина Леоне оказалось прозаичной и будничной – ей не хватало сценической учащенности пульса и хотя бы иллюзии приподнятости, которая для любого филармонического концерта является обязательным условием. Примечательно, что ноты своей партии пианист распечатал таким образом, что на одном листе формата А4 поместилось четыре страницы, а сократив музыкальный рисунок в четыре раза, он, казалось, во столько же раз сузил и ее чувственное содержание.
У сопрано Сантины Ланца оказалась другая беда – неконтролируемые вибрации голоса, с которыми певица в течение всего концерта так и не смогла совладать. Если в арии Манон еще можно было допустить, что колышущиеся интонации и полное отсутствие опоры в звучании – это особенный исполнительский прием, с помощью которого госпожа Ланца выражает крайнюю степень страдания своей героини, то арии Тоски, леди Макбет и Аиды разрушили эту иллюзию – аффектированным надрывом певица прикрывала отсутствие хорошей вокальной формы.
Исполнительский уровень солистов идеально соответствовал уровню оркестра, а средний украинский профессионализм оказался равным среднему итальянскому. Речь идет не столько о возможностях, сколько об очевидном нежелании каждого из участников совместного выступления прыгнуть выше головы: видимо, каждого из них такое положение вещей вполне устраивает. После таких концертов становится понятно, почему очень музыкальных от природы итальянцев в прошлые века искренне и открыто недолюбливали композиторы и исполнители других стран – музыкальной профанацией они способны заниматься так же естественно и невозмутимо, как и достигать немыслимых высот в оперной классике.
Итальянская школа оказалась средней
Кстати