«Иоланта» — последняя опера Чайковского, её премьера состоялась в Мариинском театре в 1892 году, за год до кончины автора. Модернистская драма датского писателя Генриха Герца, основанная на сказке-истории Андерсена, когда-то произвела сильное впечатление на русского композитора. Дочь короля Неаполитанского Рене слепа, и не подозревает о своей слепоте: отец запретил упоминать при ней о зрении и свете. Однако королевский врач утверждает: чтобы девушка прозрела, ей надо узнать, что она слепа и захотеть увидеть свет. Но отец неприступен в своём решении, поскольку врач не даёт гарантий, лишь говорит: «Всё в руках Бога». Правду девушке раскрывает рыцарь Водемон, который за свою смелость готов заплатить жизнью. Смельчак рассказывает Иоланте о Свете, влюбляется в неё и впоследствии берёт её в жёны.
«Сюжет этот очаровал меня своей поэтичностью, оригинальностью и обилием лирических моментов. Я дал себе слово когда-нибудь положить его на музыку», писал Чайковский своему брату Модесту Ильичу, автору либретто будущей «Иоланты». И ему же позже: «Более чем когда-либо я влюблен в сюжет „Иоланты“, и твое либретто сделано вполне отлично… Я напишу такую оперу, что все плакать будут».
С первых звуков стало понятно, что на сцене — профессионалы. Под звуки оркестра открывал представление хор Выборгского театра студии вместе с Ангелиной Бычковой, занятой в роли главной героини, и Людмилой Полуляшенко: все славили и поздравляли Иоланту, дочь короля Неаполитанского. Даже тем, кто с сюжетом не был знаком, сразу бросились в глаза костюмы артистов, вернее, их отсутствие. Певцы, пожалуй, все, кроме главной героини, выступали в одежде разных стилей и эпох, что вносило в представление определенную неразбериху. Так, кормилица дочери неаполитанского короля, блондинка Людмила Полуляшенко, исполняла свои партии в льняном белом брючном костюме. Певцы же были одеты в смокинги или в обычные «тройки».
Впрочем, заметно это было только в первом действии. Во втором, когда страсти начали нарастать, и мастерство певцов покорило публику, на это уже не обращали внимания. Харизматичный бас Михаила Колелишвили, полный энергии баритон Ядгарбека Юлдашева, нежное, чувственное сопрано Ангелины Бычковой, в особенности в дуэте с трепетным тенором Сергея Гранквиста (Водемон), ну и, конечно баритон Владимира Целебровского и меццо сопрано Людмилы Полулященко — за пением каждого из этих талантливых вокалистов следовала буря зрительских восторгов и аваций.
Наши артисты были заняты в нескольких массовых сценах — в начале, середине и в конце действа. Представить, что готовили представление всего два месяца — сложно. Тем не менее, это так. Проект эксклюзивный: опера в постановке Кристины Лариной готовилась специально для Выборга, более того — для единичного исполнения. Чтобы свести всё воедино, певцы и музыканты приехали в Выборг ранним утром и до премьеры целый день репетировали.
— Надо понимать, что оперный спектакль, как и приезд такого ранга артистов — дорогое удовольствие. Именно поэтому проект эксклюзивный: собрались — показали — и никто уже никогда не увидит, — говорит руководитель проекта популяризации классической музыки и координатор по развитию и инновационных проектов Мариинского театра Вячеслав Лупачёв. — В следующем году нашему сотрудничеству с Выборгом будет десять лет. За это время было поставлено десять спектаклей в Замке, создан музыкальный театр-студия, не без нашей помощи возобновлены выступления на Певческом поле, и, наконец, реконструирован замечательный концертный зал, который сегодня мы опробовали как театральный. Ведь называется он театрально-концертным. Здесь отсутствует яма, но мы вышли из положения, сняв несколько рядов, таким образом, лишились 100-150 зрителей, но… приходится выбирать. — Где лучше, в Замке или здесь — сравнивайте сами: как говорится, кто-то любит суп, кто-то — пирожные. Звук здесь замечательный и дождя нет…, — продолжает Вячеслав Иванович. — Все это мы делаем для того, чтобы у выборжан было ощущение причастности к классическому искусству. Кстати, на следующий год, надеюсь, среди солисток будет и ваша Настя Богданова, которая поступила в Академию Мариинского театра и очень хорошо себя зарекомендовала. Предположительно это будет «Александр Невский», мы хотим показать театрализованную постановку на Певческом поле.
Представление, в котором было задействовано более сотни артистов, безусловно, оказалось успешным. Жаль только, что обычному выборжанину билетов на него достать было невозможно: до кассы они попросту не дошли. Поскольку все разошлись заблаговременно: часть — пригласительными, остальные — по заявкам учреждений и творческих коллективов…
Ирина Волочковская, "Выборгские ведомости"