Несмотря на открытость границ, не многие украинские любители академической музыки могут позволить себе регулярные поездки на зарубежные фестивали, так что представление о последних новостях в мире музыки большинство составляет по записям и визитам гастролеров. В этом смысле фестиваль "Виртуозы планеты", который в третий раз проводит Международный благотворительный фонд конкурса Владимира Горовица, представляет собой уникальную возможность услышать лучших молодых исполнителей со всего мира. Причем в этом году впервые все концерты фестиваля будут проходить в Колонном зале Национальной филармонии, без выездных заседаний в Национальной опере, и относительно акустики это, безусловно, правильное решение.
Стоит отдать должное президенту фонда Горовица Юрию Зильберману: в выборе участников (из числа лауреатов первых премий конкурсов, проходивших на протяжении последнего сезона) он не ограничивается пианистами. Нынешний фестиваль отличается неожиданным списком солистов, в котором помимо привычных пианистов, альтиста и виолончелиста появились трубач с тромбонистом и органист с арфисткой. Экзотический для киевской филармонии инструментарий предполагает и новую для этой сцены музыку. С художественной точки зрения фестиваль от этого только выиграл, но с коммерческой проиграл – консервативных киевлян все еще пугает новизна, и даже гарантия качества в виде лауреатских дипломов ситуацию не меняет.
Музыки и солистов на фестивале хватило бы на три полноценных филармонических вечера – и это были бы блестящие концерты. Бледнее всех, пожалуй, выглядел французский тромбонист Фабрис Миллише, но это объяснимо: господин Миллише одинаково хорошо играет на тромбоне и виолончели, а в Киеве ему удалось показать себя лишь наполовину. Правда, в импрессионистском Концерте для тромбона с оркестром Анри Томаси солиста прекрасно поддержал Симфонический оркестр Национальной филармонии под управлением Николая Дядюры, который в последние годы не без успеха осваивает репертуар в стилистике Клода Дебюсси и с каждым разом звучит все убедительнее.
Огромным удовольствием для дирижера стало аккомпанирование следующему гастролеру – венесуэльскому трубачу Франсиско Флоресу, исполнявшему Концерт для трубы с оркестром того же Анри Томаси. Здесь и музыка была более плотной и яркой, и восхитительный солист – уверенно бравший высочайшие ноты в лирических кульминациях и без ошибок скользивший вниз по хроматическим гаммам. После этого выступления лицо Николая Дядюры еще долго сияло неподдельным счастьем: он сам когда-то был трубачом, и выступление Франсиско Флореса стало для него своеобразным экскурсом в молодость.
Однако самый большой успех у зала имел пианист Алексей Горлач, к списку побед которого недавно добавилась первая премия авторитетного конкурса в японском Хамамацу. Двадцатилетний музыкант по всему миру представляет Украину, где родился, и Германию, куда переехал еще в трехлетнем возрасте. Сейчас он учится в Высшей школе музыки и театра в Ганновере. В Пятом концерте для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена господин Горлач излучал редкие даже для зрелых музыкантов силу и уверенность, а в молниеносно промчавшемся Этюде до-диез минор (ор. 10, #4) Фредерика Шопена, исполненном в предельном для человеческих возможностей темпе, не было, кажется, ни единой помарки. В 2003 году на Международном конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица Алексей Горлач получил четвертую премию в младшей группе, а спустя пять лет можно сказать, что он вошел в число ярчайших молодых музыкантов современности, для которых виртуозность отнюдь не предел совершенства.
Инструментальная мастерская
Кстати