На улицах Баку везде можно увидеть фестивальные афиши. Одна из площадок, где проходят концерты, – Азербайджанская филармония. Здание было построено сто лет назад как летний зал для общественных собраний. С 1936 года в нем располагается Азербайджанская филармония. В свое время на этой сцене не раз выступал сам Мстислав Ростропович.
Игнат Солженицын на Фестиваль Ростроповича прилетел из Америки. В Баку он впервые, но за несколько дней дорогу до филармонии изучил хорошо. Каждое утро – ранний подъем и репетиция с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Гаджибекова. Он часами оттачивает сочинения Моцарта и Стравинского. После репетиции с партитурами не расстается. Одно из сочинений– музыка из балета «Петрушка» Стравинского. Выбирая нотное издание, Игнат Солженицын ориентировался на первоисточник.
«Это Берлин, 1912 год, играем первую версию. Здесь старое правописание – и "ять", и все, что хотите», – говорит он.
Солженицын признается, что очень многому научился у Ростроповича, который в свое время и заметил его музыкальное дарование.
«Всю жизнь мой папа, который с ним очень дружил, называл его Стива, а все – Слава. С самого маленького возраста, даже дяди Славы не было», – вспоминает Игнат Солженицын.
Вот так – просто по имени – к Ростроповичу обращались многие из тех, кто с маэстро был лично знаком. «Он помогал присутствием, рассказом о своей жизни, имел способность менять жизнь людей к лучшему», – заверяет художественный руководитель фестиваля, дочь маэстро Ольга Ростропович.
Свои встречи с Мстиславом Леопольдовичем помнит и пианист Мурад Адигезал-заде. Как пытался найти средство, чтобы побороть волнение, когда Ростропович был в зале, и как переживал, выступая на первом фестивале в Баку.
«Ольга Ростропович посоветовала мне: чтобы не волноваться, вспомнить слова Славы, но не Ростроповича, а Рихтера, и съесть перед концертом черный шоколад. Ну, я наелся как следует, вышел на сцену, сел за рояль, поднял руки и понял – умираю, пить хочу», – рассказывает пианист.
Это было одно из лучших выступлений. С тех пор музыкант часто прибегал к шоколадной терапии перед концертом. Правда, не в этот раз. С таким дирижером пианисты всегда чувствуют себя уверенно. Финал предсказуем – Игната Солженицына публика не отпускает со сцены.